Под видом развития безналичных расчетов, в государстве пытаются создать частного монополиста получающего процент с каждой покупки в Украине

На днях Верховной радой был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов), законопроект № 10656.


К сожалению, в последнее время, каждый новый законопроект принимаемый Верховной радой содержит кроме положительных новаций, все больше элементов для осуществления коррупционных действий, предоставления привилегий отдельным участникам рынка. А вместо дерегуляции предпринимательской деятельности еще большей зарегулированности рыночных процессов и увеличения расходов бизнеса на содержание административного аппарата.

Все вышеуказанное коснулось и принятого законопроекта.

Так с одной стороны, его целью является создание благоприятных условий деятельности банков Украины, членов / участников платежных систем, формирование при участии банков Украины независимым от волатильности иностранных валют и тарифной политики платежных организаций-нерезидентов схем расчетов и операционных правил по внутригосударственным операциям. Т.е. фактически стать менее зависимыми от иностранных платежных систем и их тарифной политики, а также уменьшить валютные затраты банков путем перехода на оплату услуг платежных организаций платежных систем в гривне и повышение качества услуг, предоставляемых банкам и гражданам Украины платежными системами.

Однако в тоже время, для достижения таких светлых целей, предлагается обязать всех субъектов хозяйствования обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины.

После вступления закона в силу предпринимателей обяжут за свой счет купить соответствующее оборудование и заключить договора, за обслуживание которых также придется им платить из собственного кармана. А кого имеет ввиду законодатель под многоэмитентной платежной системой, платежной организацией которой является резидент Украины, я думаю, мы скоро узнаем. И у меня не возникает сомнения, что это будет какая-то частная организация.

Предложенный закон практически полностью состоит из противоречий и не точностей. Одним из казусов закона, является внесения изменений в Закон Украины ‘О государственной налоговой службе в Украине’ который уже утратил силу.

В Законе также предусмотрено, что обеспечивать защиту прав держателей электронных платежных средств на осуществление указанных расчетов будет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей. Правда интересно, каким образом они будут осуществлять этот контроль, ведь речь в данном случае идет о банковской тайне, полномочия на открытия которой данным учреждениям не предоставили.

Поднятый же шум относительно контроля над наличными операциями, на мой взгляд немного преждевременен. Так, законопроектом вносятся несущественные изменения в существующую ч.3  ст. 1087 Гражданского кодекса, в которой на сегодня и так указано, что предельные суммы расчетов в наличной форме для физических и юридических лиц, а также для физических лиц-предпринимателей в соответствии с настоящей статьей устанавливаются Национальным банком Украины. Предложено поменять наличную форму на наличные.

Однако при этом стоит отметить, что согласно ст. 192 ГК Украины законным платежным средством, обязательным к приему по номинальной стоимости на всей территории Украины, является денежная единица Украины — гривна. При этом ст. 35 Закона Украины «О национальном банке» четко установлено, что гривна (банкноты и монеты) как национальная валюта является единственным законным платежным средством на территории Украины, принимается всеми физическими и юридическими лицами без каких-либо ограничений на всей территории Украины по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для переводов.

Поэтому переживания относительно установления лимитов на наличные операции я считаю немного преждевременными и такими, что даже в случае их введения, не дающими возможность установить контроль над наличными операциями. Ведь пока будут наличные деньги, всегда будет возможность обойти любой запрет.

Ростислав Кравец
Адвокат, старший партнер
Адвокатской компании «Кравец, Новак и партнеры»

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на АНТИРЕЙД в соцсетях.
Выбирайте, что вам удобнее:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твиттер twitter.com/antiraid

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *