Государство и аграрии – политика на самоуничтожение
2016 год для аграриев будет не простым. Разговоры о экономическом прорыве так и остались разговорами. Ни Минфин, ни МинАПК не подготовило фактически программы развития сельского хозяйства на ближайшие, хотя бы пять лет.
Результатом такой политики стало принятие изменений в налоговый кодекс которые призваны не поддержать сельхозтоваропроизводителя, а собрать побольше налогов, несмотря на то, что это может привести фактически к уничтожение целых отраслей.
Фактически государство не готов к интеграции с ЕС и какая либо подготовка отсутствует. Мышление чиновников направлено исключительно на увеличение поборов в бюджет, а поддержка товаропроизводителей продолжает осуществляться по остаточному принципу и абсолютно не системно. Как и ранее нет единой политики поддержки аграриев, повторяются ошибки предыдущих лет, когда вначале вкладываются средства в одно из направлений, а потом забывают установить квоты на ввоз той же свинины или говядины либо цены на молоко на столько низки, что товаропроизводителям приходится полностью вырезать поголовье, чтобы сохранить хотя бы частично средства, а потом вновь брать кредиты и просить дотации на закупку.
Такая же ситуация и с формирование продовольственного резерва. Где МинАПК продолжает использовать коррупционную и затратную для бюджета систему форвардных закупок вместо залоговых. Последние себя прекрасно проявили и фактически сохранили сотни миллионов гривен для бюджета в отличии от форварда.
Но вернёмся к налогообложению. В 2016 году депутаты не решились отменить упрощённую систему налогообложения для аграриев хотя и пытались это сделать прикрываясь якобы требованиями МВФ озвученными Яресько и Ко. Однако система поддержки сельхозтоваропроизводителей в Европе и в Украине принципиально разная. В этой связи равняться на Евросоюз не стоит, это на мой взгляд, может полностью похоронить сельское хозяйство. Кроме того постоянные политические игры и отсутствие системности не дает развиваться практически самой перспективной и бюджетообразующей отрасли в стране.
Стоит отметить, что в ЕС также существует льготный режим для налогообложения НДС сельского хозяйства. Однако основан он на своевременном и полном исполнении законов.
Согласно законодательству ЕС плательщик применяет к стоимости своих поставок компенсационную ставку и добавляет сумму фиксированного сбора в цену реализации с товара целью возмещения сумм НДС, уплаченного им в цене приобретенных производственных ресурсов. При этом в отличии от Украины возмещение происходит практически в автоматическом режиме и в предусмотренные законодательством сроки без каких-либо коррупционных схем и взяток.
При этом основное отличие от ранее существующей и немного на сегодня урезанной системы в Украине, такая компенсационная ставка не должна обеспечивать дополнительный источник финансирования для плательщика, а существует исключительно для компенсации суммы НДС, уплаченной при покупке товара или услуги. Однако, как уже отмечалось это может действовать только в том случае, когда государство вовремя и без взяток чиновникам возмещает НДС. Иначе это просто уничтожит производителя, что фактически и происходит в Украине из-за разворовывания чиновниками бюджета.
Право на применение такого режима, в отличие от Украины, имеет любой налогоплательщик, осуществляющий деятельность в форме сельскохозяйственного, лесохозяйственного или рыбохозяйственного предприятия (фермер). Государство-член ЕС может исключить из сферы действия такого режима определенные категории фермеров, для которых применение специального режима не вызывает возникновения административных трудностей.
Кроме того благодаря нарушению законодательства тем же Кабмином и Минфином в части несвоевременной подготовки и внесения изменений в налоговое законодательство предприниматели в Украине не могут подготовиться и спрогнозировать развитие собственного бизнеса.
Изменения для плательщиков НДС
Согласно принятым в последние дни 2015 года изменениям, плательщик оставляет себе не всю сумму НДС, а только определенную сумму, которую будет использовать исключительно в производстве сельскохозяйственных товаров / услуг; оставшуюся сумму НДС – перечислять в бюджет. Процентное соотношение суммы НДС, будет оставаться в распоряжении плательщика и зависит от вида осуществляемой сельскохозяйственной деятельности, а именно:
а) по операциям с сельскохозяйственными товарами / услугами (кроме операций с зерновыми и техническими культурами и операций с продукцией животноводства):
– В государственный бюджет будет перечисляться – 50% суммы НДС;
– На специальные счета сельскохозяйственных предприятий перечисляться – 50% суммы НДС;
б) по операциям с зерновыми (товарные позиции 1001 – 1008 согласно УКТ ВЭД) и техническими (товарные позиции 1205 и 1206 00 согласно УКТ ВЭД) культурами:
– В государственный бюджет – 85%;
– На специальные счета сельскохозяйственных предприятий – 15%;
в) по операциям с продукцией животноводства (товарные позиции 0102 и 0401 согласно УКТ ВЭД):
– В государственный бюджет – 20%;
– На специальные счета сельскохозяйственных предприятий – 80%.
Таким образом фактически просто залезли в карман аграриям так и не предоставив реальной поддержки.
Изменения для «упрощенцев»
После долгих баталий в парламенте было принято оставить таки 4 группу плательщиков единого налога как раз для сельхозтоваропроизводителей.
Основным условием работы является соблюдение доли сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год, которая должна равняться или превышать 75%.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, образованные путем слияния, присоединения или преобразования могут быть плательщиками налога в год образования или в год преобразования. Сельскохозяйственные товаропроизводители, образованные путем разделения или выделения, могут быть плательщиками единого налога со следующего года.
Вновь созданные сельскохозяйственные предприятия могут быть плательщиками единого налога со следующего года. Для них предыдущим налоговым (отчетным) годом является период со дня государственной регистрации до 31 декабря того же года.
Если предприятие образовалось, например, в июле 2015 года, то при соблюдении 75-процентного критерия оно может быть плательщиком единого налога 4 группы в 2016 году.
Не могут быть плательщиками единого налога 4 группы сельхозтоваропроизводители:
– у которых более 50% дохода, полученного от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, составляет доход от реализации декоративных растений (за исключением срезанных цветов, выращенных на угодьях, принадлежащих сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или предоставленных ему в пользование, и продуктов их переработки), диких животных и птиц, меховых изделий и меха (кроме пушного сырья)
– осуществляющих деятельность по производству подакцизных товаров, кроме виноматериалов виноградных (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29 – 2204 30), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, использующих такие виноматериалы для производства готовой продукции;
– которые по состоянию на 1 января базового (отчетного) года должны налоговый долг, за исключением безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).
Для подтверждения или получения статуса плательщика единого налога 4 группы в 2016 году сельскохозяйственное предприятие в срок не позднее 20 февраля 2016 (в связи с тем, что это выходной, то последний день – 22.02.2016) должен представить:
– общую налоговую декларацию по налогу за текущий год по всей площади земельных участков, с которых взимается налог, – контролирующему органу по своему местонахождению;
– отчетную налоговую декларацию на текущий год отдельно по каждому земельному участку – контролирующему органу по месту расположения земельного участка;
– расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства – контролирующим органам по месту своего нахождения и / или по месту расположения земельных участков. Такой расчет составляется по форме, утвержденной приказом Минагрополитики от 26.12.2011 № 772;
– сведения о наличии земельных участков – контролирующим органам по месту своего нахождения и / или по месту расположения земельных участков.
Стоит отметить, что в 2016 году база налогообложения (нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий) для сельскохозяйственных товаропроизводителей – плательщиков единого налога 4 группы не индексируется.
В соответствии с пунктом 5 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины установлено, что в 2016 году база обложения единым налогом для плательщиков единого налога четвертой группы (сельскохозяйственных товаропроизводителей) определяется с учетом следующих особенностей:
1) для сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) базой налогообложения является нормативная денежная оценка одного гектара сельскохозяйственных угодий с учетом коэффициента индексации, определенного по состоянию на 1 января 2015 в соответствии с порядком, установленным разделом ХII Налогового кодекса Украины;
2) для земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) базой налогообложения является нормативная денежная оценка пашни в Автономной Республике Крым или в области с учетом коэффициента индексации, определенного по состоянию на 1 января 2015 в соответствии с порядком, установленным разделом ХII Налогового кодекса Украины.
Для плательщиков единого налога 4 группы размер ставок налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий и / или земель водного фонда зависит от категории земель, их расположения и определяется в процентах от нормативной денежной оценки.
В соответствии с нормами Налогового кодекса ставки единого налога 4 группы с 1 января 2016 года составляют:
для пашни, сенокосов и пастбищ – 0,81%;
для пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, – 0,49%;
для многолетних насаждений – 0,49%;
для многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, – 0,16%;
для земель водного фонда – 2,43%;
для пашни, сенокосов и пастбищ, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые специализируются на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте, или предоставленные им в пользование, в том числе на условиях аренды, – 5,4%.
Единый налог в 2016 году оплачивается ежеквартально в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала. Уплата осуществляется в следующих размерах: за первый и второй кварталы – по 10%, третий квартал – 50%, четвертый – 30%.
При этом налоговым отчетным налоговым периодом для таких плательщиков является календарный год.
Плательщики единого налога 4 группы освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности только по таким налогам и сборам:
– налога на прибыль предприятий;
– налога на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, уплачиваемого ими;
– налога на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства;
– рентной платы за специальное использование воды.
Экспорт и возмещение НДС
Этот вопрос остаётся наиболее коррумпированным и болезненным особенно для украинских товаропроизводителей. Чиновники пока не решаются ставить палки в колеса крупным международным корпорациям представленным в Украине однако украинские компании от этого несут громадные убытки. Возмещение НДС происходит при экспорте зерновых и технических культур.
Стоит отметить, что с 01.02.2016 предусмотрено создание двух публичных открытых реестров сумм бюджетного возмещения по хронологическому порядку. На сколько известно они еще не работают.
Один из них будет содержать перечень заявителей на автоматическое возмещение, а другой – для остальных субъектов хозяйственной деятельности.
При этом установлены четкие критерии для юридических лиц, претендующих на автоматическое возмещение НДС:
– объем экспортных операций в хозяйственной деятельности составляет более 40%;
– при наличии у субъекта хозяйственной деятельности налогового долга, сумма автоматического возмещения будет осуществляться за минусом такого налогового долга.
При этом из критериев исключили норму, которая предусматривала возмещение НДС тем субъектам предпринимательской деятельности, которые не являются экспортерами, а только имеют инвестиции в размере 3 миллионов гривен в год.
В итоге можно сказать, что несистемный подход к развитию отрасли и налоговые изменения направленные не на стимулирование производства, а его уничтожение, коррупция при возврате НДС и отсутствие реально работающих в автоматическом режиме программ поддержки, в скором времени уничтожат сельскохозяйственную отрасль Украины.
Ростислав Кравец
Адвокат, старший партнер
Адвокатской компании Кравец и партнеры для Agropolit.com
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!