Третейские суды в защите и в нападении

В 2007г. третейские суды подвержены особенному вниманию со стороны Верховного Суда Украины. В частности, 16.03.2007г. председатель Верховного Суда Украины В. Онопенко в своем интервью  журналистам охарактеризовал деятельность третейских судов как новый вид рейдерства, а 28.04.2007г.  обратился с письмом на имя Председателя Третейской Палаты Украины  по поводу ряда нарушений в деятельности третейских судов.

Третейские суды в защите и в нападении

В 2007г. третейские суды подвержены особенному вниманию со стороны Верховного Суда Украины. В частности, 16.03.2007г. председатель Верховного Суда Украины В. Онопенко в своем интервью  журналистам охарактеризовал деятельность третейских судов как новый вид рейдерства (по материалам сайта «Деловая неделя», http://dn.kiev.ua/economics/ukraine/Onopenkoreid_16.html), а 28.04.2007г.  обратился с письмом на имя Председателя Третейской Палаты Украины  по поводу ряда нарушений в деятельности третейских судов (http://www.scourt.gov.ua/clients/vs.nsf/0/7CC3A0DE02C6998AC32572CB003D515D?opendocument).

По нашему мнению, третейские суды с одинаковым успехом могут использоваться как в рейдерских, так и в антирейдерских схемах, и этот вопрос подлежит отдельному исследованию.

Так, на сегодня в Украине, согласно данным Министерства юстиции Украины (http://www.minjust.gov.ua/0/7166), зарегистрировано 27 только постоянно действующих третейских судов, созданных при Всеукраинских общественных организациях.

Основанием для осуществления третейскими судами своей деятельности является Закон Украины «О третейских судах» (далее – Закон), который, в свое время, задумывался и принимался с целью «разгрузить» общие суды.

В частности, согласно данным судебной статистики (http://www.scourt.gov.ua/clients/vs.nsf/0/0676F80DD3762D0EC2257213002AA953?OpenDocument&CollapseView&RestrictToCategory=0676F80DD3762D0EC2257213002AA953&Count=500&) только в первом полугодии 2006г. суды по первой инстанции рассмотрели более 3,3 млн. дел и материалов, что на 9,2% больше, нежели на протяжении аналогичного периода 2005г. Апелляционные суды завершили производство по апелляциям в 104,6 тыс. дел и материалов всех категорий, что на 13,7% больше. Высший хозяйственный суд Украины рассмотрел 6,1 тис. кассационных жалоб и представлений; Высший административный суд Украины – соответственно 5,5 тыс. апелляций, кассационных жалоб и представлений. Верховный Суд Украины рассмотрел более 29 тис. дел и материалов, что также более на 14,6%.  Соответственно, возросла нагрузка на судей местных судов: в среднем в 1 полугодии 2006г. на рассмотрение к одному судье ежемесячно поступало 127 [116,5] дел, материалов, в том числе административных дел о нарушении ПДД – 85 [72].

Говорить о качестве рассмотрения судебных споров при подобной нагрузке можно лишь очень несмело.

До вступления (16.06.2004р.) Закона в силу третейские суды осуществляли свою деятельность  на основании Положения о третейском суде, которое являлось Приложением к Гражданско-процессуальному Кодексу Украины 1963г.

Новым на то время Законом полномочия третейских судов по разрешению споров были значительно расширены и предоставлены новые возможности (см. Таблицу 1).

 

Положение о Третейском суде

Закон «О третейских судах»

1

Передать спор на рассмотрение ТС могли только граждане (ст. 1)

Передать спор на рассмотрение ТС могут юридические и физические лица (ст. 5)

2

Исключение составляли споры, возникающие из трудовых и семейных правоотношений (ст. 1)

ТС рассматривает гражданские и хозяйственные споры, кроме: дел о признании недействительными правовых нормативно актов; споров, возникающих при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных потребностей; дел, связанных с государственной тайной; споров, возникающих из семейных правоотношений, кроме возникающих из брачных контрактов (договоров); дел о возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом; дел, одной из сторон в которых является орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное учреждение или организация, казенное предприятие; других дел, которые в соответствии с законом подлежат решению исключительно судами общей юрисдикции или Конституционным Судом Украины; дел, когда хотя бы одна из сторон спора является нерезидентом Украины (ст. 6).

3

Невозможно было существование постоянно действующих ТС (ст. 3)

Возможно существование как постоянно действующих ТС, так  и ТС для разрешения конкретного спора (ст. 7)

4

В третейской записи имена судей определялись сразу самими сторонами (ст. 5)

Судьи по прежнему определяются сторонами, однако, возможно поручить эту функцию третьему лицу (ст. 14). В постоянно действующих ТС формирование состава суда осуществляется согласно Регламенту (ст. 17)

5

Сторона имела право отказаться от договора в случае, если судья заинтересован в результатах рассмотрения дела, и об этом не было известно до заключения договора  (ст. 6)

Возможность отказа от третейского соглашения не предусмотрена, но возможно признание его недействительным (ст. 12).  Заинтересованность в результатах рассмотрения дела является основанием для отвода (самоотвода) судьи (ст.19).

 

6

Рассмотрение дел в ТС проводилось бесплатно (ст. 8)

Ст. 25 предусматривает целый ряд затрат, связанных с рассмотрением дела в ТС, в частности, и оплату  гонораров третейских судей

7

Возможность обжалования решения ТС не была предусмотрена вообще

Ст. 51 предусмотрена возможность обжалования решения ТС  в случаях, если: дело не подведомственно ТС в соответствии с законом;   решение ТС принято в споре, не предусмотренном третейским соглашением, или этим решением решенные вопросы, которые выходят за пределы третейского соглашения; третейское соглашение признано недействительным компетентным судом;  состав ТС, которым принято решение, не соответствовал требованиям статей 16 – 19 Закона.

8

Возможность обеспечения иска не предусмотрена вообще

Возможно применение обеспечительных мер по отношению к предмету иска, перечень которых не ограничен (ст. 40)

Итак, для рассмотрения дела третейским судом необходимо наличие третейского соглашения. Последнее может существовать реально (например, быть подписано руководством по недосмотру), однако же, не следует забывать и о возможности его фальсификации (подделки подписи руководителя и печати предприятия).

Фальсификация тех или иных документов как инструмент рейдерского захвата достаточно распространена, и именно потому, что рейдеры делают ставку на быстроту действий. 

Так, в данном случае рейдеров будет интересовать возможность оперативного применения третейским судом обеспечительных мер (ст. 40 Закона) с целью временно парализовать работу предприятия; исход же самого третейского рассмотрения, а также возможность признания недействительным третейского соглашения, никому не интересны, поскольку цель будет достигнута  намного раньше.

Наличие реального третейского соглашения не гарантирует и того, что сами исковые требования будут обоснованными и рассмотрены объективно. Поэтому, руководству следует уделить особое внимание договорам, заключенным с оговорками о рассмотрении споров по ним в третейских судах, – ведь, в случае вынесения решения в пользу рейдера (например, о взыскании несуществующей или завышенной задолженности), обжаловать его можно будет лишь в исключительных случаях (ст. 51 Закона), не касающихся обоснованности решения.

В свою очередь, а эту проблему можно взглянуть и с другой стороны. Например, предупреждая возможность инициирования судебных споров со стороны контрагентов по договорам, предприятие может включать во все текущие хозяйственные договора  оговорку о рассмотрении споров в конкретном постоянно действующем третейском суде. Оправданной будет ссылка на суд, созданный объединением предприятий, в которое входит и само предприятие-цель.

Таким образом, предприятие сможет осуществлять постоянный контроль над наличием судебных споров по заключенным договорам, а в случае поступления дела в общий суд – оперативно подать ходатайство о закрытии (отказе в открытии) производства. Кроме того, предприятие получит возможность предусмотреть такой порядок  формирования состава суда, который будет полностью соответствовать его (предприятия) интересам.

Привлечение третейских судов в рейдерские схемы, конечно же, противоречит предназначению этих органов, потому что, как правильно отмечено в письме Верховного Суда Украины, «третейские суды имеют договорную природу, существуют в пределах приватных обязательств и не наделены юрисдикцией, которая согласно ст. 124 Конституции Украины, принадлежит исключительно судам (государственным судебным органам)» (http://www.scourt.gov.ua/clients/vs.nsf/0/7CC3A0DE02C6998AC32572CB003D515D?opendocument).

Причины, по которым рейдерам значительно проще заручиться содействием именно третейских, а не обычных судей, просты: первые, как минимум, не напуганы возможностью привлечения их к дисциплинарной ответственности (лишь в объеме, предусмотренной Регламентом суда, Положением или контрактом) и дальнейшего увольнения. Простор для такого содействия подготовил и вышеуказанный Закон, сравнительная характеристика норм которого приведена выше.

Исправить ситуацию может лишь внесение изменений в те нормы Закона, которые на практике доказали  свою несостоятельность, двусмысленность и возможность ложного толкования и использования в рейдерских схемах.

Например, следует установить, что судьей, пусть и третейского суда, может быть исключительно лицо, имеющее полное высшее юридическое образование. Специалисты других специальных отраслей (экономисты, финансисты и проч.) могут привлекаться в качестве консультантов, экспертов, однако же, принимать участие в разрешении самого спора не должны.  

Обоснованность такой позиции подтверждается тем, что в соответствии со ст. 51 Закона решения третейских судов (вынесенные далеко не всегда  профессионалами в отрасли права), подлежат обжалованию лишь в исключительных случаях, в то время, как право на апелляционное обжалование решений, вынесенных профессиональными судьями, практически не ограничено и гарантируется законом. Таким образом, непрофессиональное (а значит, и  не обязательно правильное) решение третейского суда имеет гораздо больше шансов остаться в силе, нежели решение суда обычного. Также необходимо законодательно закрепить основы ответственности третейских судей.

Во-вторых, обязательной должна стать возможность обжалования решения третейского суда по правовым основаниям.

Применение обеспечительных мер относительно предмета иска целесообразно отнести к компетенции общего суда по месту рассмотрения спора (по аналогии с выдачей исполнительного листа на основании решения ТС), поскольку только в таком случае могут быть обеспечены законность и обоснованность  принятых мер, а также возможность их отмены.

В заключение следует отметить, что 19.03.2007г. народным депутатом Украины А.Б. Фельдманом внесен Проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О третейских судах» относительно невозможности использования третейских судов в рейдерских схемах» (№ регистрации 3346).

И. Черпак, юрист


Третейские суды в защите и в нападении

Третейские суды в защите и в нападении

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *