Пока гром не грянет…
Не буду пестрить фразами о важности и актуальности информации, касающейся организации защиты предприятия от противоправных посягательств на его управление и основные фонды, но хочу акцентировать внимание руководителей и юристов, читающих это статью, на текущих проблемах и мнимой самоуверенности, которая иногда приводит к неисправимым последствиям.
Все помнят, как в 90-е годы трудовой коллектив брал в аренду у государства предприятие, а потом акционировал его? Если есть такие, кто не помнит или в то время еще ходил в школу, поясню: трудовой коллектив брал в аренду предприятие со всем его имуществом и фондами, а в последствии акционировал его, распределяя акции между членами трудового коллектива. Такая процедура сопровождалась передачей Фондом госимущества права собственности на все имущество новому акционерному обществу.
Учитывая неразбериху в стране, на пороге нового тысячелетия, многие не занимались переоформлением права собственности. Ведь зачем думать о каких-то бумагах, если в руках у тебя акции, якобы подтверждающие право собственности на часть в предприятии, а руководитель, окрыленный своими заслугами и овациями коллектива, и думать не хочет о бумажной тягомотине, предвкушая будущие прибыли?
В результате, например, появилось новое акционерное общество «А», имеющее свой устав и свидетельство о государственной регистрации, но реально не имеющее права собственности на свои фонды, и я объясню почему. Фонд Госимущества издает приказ о передаче имущества новообразованному предприятию, и последнее обязано принять его на баланс и получить соответствующие правоустанавливающие документы (свидетельство на право собственности). Но в силу заблуждения главных бухгалтеров и недостаточной компетенции юрисконсультов такие документы, и не только в предприятии «А», часто не оформлялись, поскольку бытовало мнение, что предприятие становится собственником имущества, переданного ему на баланс.
В итоге собственность такого акционерного общества зависает в воздухе, то есть не принадлежит ни государству, ни новым акционерам. Получается, что приватизация до конца не проведена. Особо поражает, что в последствии при оформлении сделок купли-продажи ценных бумаг у покупателей практически никогда не возникало вопросов о наличии у АО удостоверяющих право собственности документов и покупатель, воспринимая акцию как само собой разумеющееся подтверждения такого права, покупал часть в предприятии, выраженную в акциях.
В такой ситуации, предприятие «Б», приобретшее пакет акций предприятия «А» и по истечении некоторого времени решившее продать объект недвижимости, который числился у предприятия «А» на балансе, не смогло этого сделать из-за отсутствия правоустанавливающих документов.
В итоге, предприятию «А» необходимо потрать N-е количество времени и средств, чтобы оформить необходимые документы, но всегда существует и вероятность того, что часть документации могла быть утеряна как Фондом госимущества, так и самим предприятием.
Или же другой подобный пример.
Акционерное общество «В», ставшее собственником целостного имущественного комплекса в те же 90-е, имеет на своем балансе небольшое техническое помещение площадью около 150 кв. м., расположенное, что, правда, в центральной части города. Земельный участок под зданием не оформлен.Целых 15 лет руководство указанного АО, имеющее правоустанавливающий документ на целостный имущественный комплекс, не удосуживалось выяснить, какие же именно объекты входят в состав этого комплекса. Пока не начался судебный спор по поводу незаконного использования земельного участка под указанным техническим помещением…
Как оказалось, при оформлении акта приема-передачи (который и определял перечень объектов, входящих в состав целостного имущественного комплекса) сотрудники Фонда госимущества допустили банальную ошибку: в адресе технического помещения вместо «ул. *, 6» было указано «ул. *, 2». В свою очередь адреса «ул. *, 2» не существовало вообще.Право собственности за АО «В» на объект, расположенный по адресу «ул. *, 6», таким образом, подтверждено не было.
В идеале, АО «В» должно было обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности на техническое помещение, расположенное по адресу «ул. *, 6». Но юридическая компания, обслуживающая АО «В», не удосужилась этого сделать, вследствие чего техническое помещение было снесено, а предприятие утратило объект недвижимости и бесспорную возможность оформить право пользования земельным участком в центральной части города.
С подобными проблемами сталкивается большое количество моих коллег юристов и руководителей предприятий, созданных в те самые 90-е. Поэтому, уважаемые коллеги, советую провести мониторинг всей учредительной и правоустанавливающей документации Вашего предприятия, дабы не оказаться в «патовой» ситуации в самый не подходящий момент. Таким моментом может стать старт рейдерской компании, и если у Вас нет времени и средств на оформление собственности предприятия – это сделают рейдеры, только Ваши акционеры уже точно не будут собственниками того самого проблемного имущества и предприятия в целом.
Также, потенциальным покупателям бизнеса рекомендую тщательно проводить анализ указанной документации во избежание описанных проблем в будущем.
Михаил Всеволодский, юрист
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!