Закон про акционерные общества: путь к развитию или новые проблемы

В Украине, наконец-то, 17 сентября Верховным Советом был принят закон «Про акционерные общества» (далее – Закон). Он долго пылился в парламенте, ожидая своего звездного часа, и на волне политического противостояния, когда практически никому не было дела до того, что именно там написано, он все-таки был принят. И, к сожалению, очень многие его положения отражают позицию только одной из сторон корпоративного противостояния.

В данной статье будет отражена лишь позиция автора, прочитавшего этот закон, объявленный многими государственными деятелями Украины, как важный документ на пути борьбы с рейдерством и недружественными поглощениями предприятий. По нашему мнению, несмотря на некоторые противоречивые положения этого Закона, в целом его принятие позитивно отобразится на практике корпоративного управления в акционерных обществах Украины. В частности, Закон достаточно подробно описывает многие процедуры, которые ранее были недостаточно урегулированы, меняет подходы к формированию системы управления обществом, регулирует вопросы слияния и поглощения обществ, содержит целый ряд положений, направленных на защиту интересов инвесторов.

Начнем с конца, то есть разберемся, с какого момента у акционеров начнется новая жизнь. Закон вступает в силу с 30 апреля 2009 года и то, сначала, только для вновь регистрируемых АО. Поэтому остальные общества могут продолжать жить по старому закону еще два года (до 30 октября 2010 года): именно такой срок отвел законодатель для приведения уставов и других внутренних положений общества в соответствие с новыми «правилами игры». Также два года отведено на внедрение положения о бездокументарной форме акций (ч.2 ст.20 Закона). Единственное, что не может не радовать простого акционера, так это то, что ч.5 переходных положений Закона предусматривает право акционера общества, устав которого не будет приведен в соответствие с нормами этого Закона на протяжении двух лет, обратится в суд с иском и заставить таки общество привести свой устав в соответствие с Законом.

Ну и, безусловно, принятие общим собранием акционеров решения об изменении размера уставного капитала, деноминацию акций, эмиссию ценных бумаг автоматически потребует изменить в уставе не только показатели «капитала», но и адаптировать устав к условиям нового законодательства. Иначе, ГКЦБФР будет иметь право отказать в регистрации выпуска ценных бумаг общества.

В Законе появился целый ряд новых понятий, которых ранее в законодательстве и, соответственно, в широкой практике корпоративного управления в акционерных обществах Украины не существовало. Например, кумулятивное голосование (которое теперь используется для избрания членов наблюдательного совета), афилированное лицо, значительная сделка, голосующая акция, совместно действующие лица и др. Не появились: заинтересованные лица, которые упоминаются и в этом Законе и во многих нормативных актах ГКЦБФР, в т.ч. в Принципах корпоративного управления Украины. Так же, негативным моментом, по нашему мнению, является то, что при расчете сумы значительной сделки (а это 10 и больше процентов стоимости активов), а также в некоторых других положениях Закона учитывается сумма активов, а не чистых активов общества. Понять, станет злом или благом, для акционеров Украины кумулятивное голосование, можно будет, скорее всего, только после анализа практики его проведения в значительной части обществ. Поэтому от комментариев по этому поводу пока что воздержимся.

Закон изменил типологию акционерных обществ Украины. Теперь, на западный манер, у нас будут публичные и частные АО. В общем, ЧАО и ПАО или ПАТ и ПрАТ в украинском варианте. Так, что не только уставы, но и печати, вывески, логотипы и прочее нашим акционерам все-таки придется менять. А работы то, сколько прибавится, и не только самим обществам! Например, оценщикам: ведь теперь обязательной независимой оценке подлежат и ценные бумаги, которые не представлены на фондовых биржах (в случае их выкупа/покупки), и имущество, которое вносится при создании АО его основателями.

Ст.7 Закона теперь регулирует порядок отчуждения акций общества. Уставом частного АО теперь может быть предусмотрено преимущественное право его акционеров и самого общества на приобретение акций, которые предлагаются их владельцем к продаже третьему лицу. Введены и ограничивающие сроки действия такого права – 2 месяца. Кроме того, преимущественное право не распространяется на случаи перехода права собственности на акции общества в порядке наследования или правоприемничества. Вообще в этой статье Закона теперь достаточно подробно описано процедуру отчуждения акций в частном АО. В частности, акционер частного АО, который хочет продать акции (ч.4 ст.7), обязан письменно оповестить об этом других акционеров через общество.

Ст.10 Закона описывает процедуру проведения и вопросы, которые выносятся на собрание учредителей общества, выдвигает требования к количеству голосов по наиболее важным вопросам. А ст.13 расширяет перечень законодательных требований к содержанию устава акционерного общества.

Изменились положения Закона (в сравнении с Законом Украины «Про хозяйственные общества») по вопросам формирования капитала и фондов в обществе, хотя минимальный размер уставного фонда остался прежним – 1250 минимальных зарплат. Теперь уставом общества может быть предусмотрено создание специального фонда для выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Резервный капитал будет формироваться в обязательном размере 15% (а не 25%) уставного капитала и до достижения такого уровня ежегодные отчисления в него должны составлять 5% чистой прибыли. Резервный капитал также может использоваться для покрытия убытков общества, увеличения уставного капитала и выплаты дивидендов по привилегированным акциям, погашения задолженности АО при ликвидации. Кроме того, в Законе оговорены сроки принятия решения про ликвидацию (при стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного капитала) – 10 месяцев, а также сроки письменного извещения кредиторов про уменьшение уставного капитала  – 30 дней.

Все акции общества теперь будут только именными и существовать в бездокументарной форме. Доля привилегированных акций в уставном капитале не может превышать 25%. А эмиссию акций можно проводить только по решению общего собрания акционеров, что, впрочем, не касается других видов ценных бумаг общества, если сумма размещения не превышает 25% стоимости активов.

Противоречивым является положение ст.24, которым предусмотрено, что публичные АО обязаны пройти процедуру листинга и оставаться в биржевом реестре хотя бы на одной бирже. Для развития фондового рынка это нужно, но многие украинские АО не соответствуют требованиям ни второго, ни первого уровня листинга, изложенным, в частности, в Положении ГКЦБФР про функционирование фондовых бирж от 19.12.2006 №1542. Не обращая внимания на другие показатели, требуемые для листинга, что должно делать публичное АО, в котором нет 100 акционеров, минимально необходимых для 2 уровня листинга?

Прав акционеров в новом Законе осталось четыре: на участие в управлении, получение дивидендов, информации о хозяйственной деятельности АО (заметьте, не про членов органов управления, например) и части имущества при ликвидации общества (ст.25). В ст.26 подробно описано права собственников привилегированных акций и пути их реализации, а в ст.27 – преимущественное право акционеров при дополнительной эмиссии акций.

Права акционеров-работников общества теперь защищены ст.28, которой запрещено должностным лицам АО расспрашивать работников-акционеров, как они голосовали, или собираются голосовать на общем собрании акционеров, а также про продажу или намерение продажи акций. Однако предусмотренное наказание за нарушение этой нормы Закона, по нашему мнению, является чрезвычайно либеральным.

Кроме того, защищают права простых акционеров и положения п.1 ст.39, которыми запрещено должностным лицам общества и их афилированным лицам выступать представителями акционеров на общем собрании. А также п.3 ст.39, которой определен нотариальный порядок заверки доверенности на право участия и голосования на общем собрании, что исключает заверку таких документов членами правления общества, как это все еще распространено в Украине.

Право мелких акционеров сменить руководство общества отстаивает п.3 ст.42, которой запрещено предусматривать в уставе общества большее количество голосов акционеров, необходимых для принятия решений по вопросам досрочного прекращения полномочий должностных лиц общества, подачи иска против должностных лиц общества про возмещение убытков нанесенных АО и предъявления иска в случае нарушения Закона в вопросах заключения значительных сделок.

Любые права предусматривают и обязанности, оговоренные в ст.29 Закона, наиболее важной среди которых следует считать неразглашение коммерческой тайны и конфиденциальной информации про деятельность общества.

Изменились и многие вопросы, связанные с выплатой дивидендов. Теперь они выплачиваются исключительно в денежной форме и не позднее 6 месяцев после окончания отчетного года. Общество обязано проинформировать акционеров про дату, размер, порядок и срок выплаты дивидендов. Публичное общество на протяжении 10 дней также направляет соответствующую информацию фондовой бирже, в листинге которой оно находится.

Спорными являются, по нашему мнению, положения п.3 ст.30, согласно которым размер дивидендов по привилегированным акциям определяется в уставе общества. То есть необходимость изменения такого размера потребует внесения изменений в устав.

Но наибольшие изменения действующего законодательства касаются формирования органов управления общества:

Во-первых, общее собрание теперь выбирает наблюдательный совет и ревизионную комиссию, а правление избирается наблюдательным советом. Членами наблюдательного совета и ревизионной комиссии могут быть любые дееспособные люди, то есть и не акционеры, что открывает прямой путь к введению в наблюдательные советы независимых членов. Кроме того, не менее чем раз в три года, состав наблюдательного совета должен переизбираться.

Во-вторых, расширен перечень исключительных полномочий общего собрания, четко обусловлена исключительная компетенция наблюдательного совета.

В-третьих, изменились процедурные моменты проведения общего собрания.

Ежегодное собрание должно быть проведено до 30 апреля года следующего за отчетным, сообщение о проведении собрания должно быть разослано за 30 (а не 45) дней до даты проведения, и только общества с числом акционеров свыше 1000 должны публиковать объявление о проведении собрания в официальном печатном органе. Предложения в повестку дня собрания теперь вносятся за 20 (а не 30) дней до его проведения, и обязательно включаются предложения акционеров, которые владеют 5% акций (а не 10%, как было раньше). Важно, в плане антирейдерской защиты, что опротестование в судебном порядке акционером решения общества про отказ включения его предложений в повестку дня не может стать причиной срыва собрания (п.7 ст.38). Суд по результатам рассмотрения дела может вынести решение обязать общество провести общее собрание акционеров по вопросу, который беспочвенно не был включен в повестку дня.

Мандатной комиссии теперь нет – закон ее определяет как регистрационную и дает полномочия ее назначения наблюдательному совету. Счетную комиссию теперь будут избирать на общем собрании акционеров. Их функции могут быть делегированы регистратору или депозитарию (регистратора теперь избирает наблюдательный совет, а не общее собрание).

В публичном АО, а также АО, где более 100 собственников простых акций, голосование на общем собрании теперь будет проводится только с использованием бюллетеней для голосования, требования к форме и тексту которого оговорены в Законе. Также, в Законе описаны требования к тексту протокола общего собрания акционеров и заседания наблюдательного совета. Результаты голосования на общем собрании должны быть доведены на протяжении 10 дней до акционеров общества определенным в уставе способом.

По новому Закону процедура созыва внеочередного общего собрания акционеров отличается от ежегодного. Так, наблюдательный совет принимает решение про созыв внеочередного собрания на протяжении 10 дней после получения требования про его созыв. Внеочередное собрание должно быть проведено не позднее 30 дней от даты подачи требования про их созыв, и в интересах общества наблюдательный совет может письменно известить акционеров про их проведение за 15 дней, не предоставляя им право вносить предложения в повестку дня.

В акционерных обществах, в которых не более 25 акционеров, общее собрание может проводиться в форме заочного голосования (ст.48) методом опроса. В этом случае проект решения или вопросы для голосования направляются акционерам, которые обязаны известить о своем мнении в письменной форме. На протяжении 10 дней после получения ответа от последнего акционера, всех акционеров информируют о принятом решении. Ст.49 также предусматривает особенности проведения общего собрания в АО, в котором есть всего один акционер.

С точки зрения профилактики гринмейла важно, что ст.50 Закона предоставляет «принципиальному» акционеру только 3 месяца на опротестование в суде решения общего собрания, если порядок его принятия нарушал требования Закона или внутренних документов общества.

В-четвертых, обязательным создание наблюдательного совета становится для обществ с числом акционеров 10 и больше. Кроме того, Закон установил численность членов наблюдательного совета, связав ее с количеством акционеров. Так, если в обществе 100-1000 акционеров, в наблюдательном совете должно быть не меньше 5 членов, более 1000 акционеров – не менее 7 членов, и более 10 000 – не менее 9 членов.

Член наблюдательного совета – представитель акционера юридического лица, государства не может передавать свои полномочия другому лицу. Выбирают членов наблюдательного совета только по процедуре кумулятивного голосования. При этом главу наблюдательного совета избирают члены совета и могут в любой момент его поменять. Закон также разрешает предусматривать право определяющего голоса главы наблюдательного совета на заседаниях совета.

Важной частью Закона является раздел 11, посвященный вопросам слияний и поглощений, т.е. покупки значительного и контрольного пакета акций акционерного общества. Так, если вы планируете купить пакет акций общества в 10% и больше, вы обязаны не позднее чем за 30 дней до даты приобретения письменно уведомить общество, ГКЦБФР, биржу про свои намерения. При этом общество не имеет право препятствовать такой сделке. Если же вы планируете купить 50% и более акций общества, то на протяжении 20 дней после покупки вы обязаны предложить остальным акционерам выкупить их акции по рыночной цене.

К сожалению, в Законе осталась ревизионная комиссия, необходимость существования которой при возможности создания службы внутреннего аудита, подчиненной наблюдательному совету (ст.56 Закона), привлечения независимых аудиторов и вообще с позиций здравого  смысла (не каждый может быть ревизором и владеть навыками проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности) сомнительна.

К положительным характеристикам этого Закона следует отнести и предусмотренную возможность взимания АО платы за предоставление акционерам копий документов (п.2 ст.78). Это можно было делать и ранее путем принятия соответствующих изменений во внутренние нормативные документы АО, но многие общества этого не делали, что увеличивало их административные расходы.

Важно также, что п.3 ст.78 обязывает публичные АО иметь собственную страничку в сети Интернет, на которой размещать информацию, которая подлежит раскрытию по Закону, в частности, устав общества.

Безусловно, освещенные в статье вопросы в полной мере не отражают как все положительные, так и отрицательные черты нового Закона, которые мы будем продолжать выявлять в наших следующих публикациях.

Антонина Черпак,

К.е.н, доцент кафедры менеджмента Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана

Антирейд


Закон про акционерные общества: путь к развитию или новые проблемы

Закон про акционерные общества: путь к развитию или новые проблемы

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *