Ростислав Кравец: Контроль или узаконенная коррупция
Верховная рада, не смотря на свой сегодняшний статус и фактически недееспособность, смогла в экстренном порядке рассмотреть проект Закона №10359 “О внесении изменения в статью 18 Закона Украины” О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”.
Речь идет об отсрочке до 31 декабря 2019 года применение к субъектам хозяйствования финансовой санкции в виде штрафа в размере 500 000 гривен при хранении топлива без наличия соответствующей лицензии.
Обязательное наличие такой лицензии было принято Верховной радой по личной инициативе Гройсмана В.Б. путем принятия в конце прошлого года Закона № 2628-VIII с довольно расплывчатым названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов».
Указанным Законом предусмотрено создание новой коррупционной и абсолютно ненужной системы лицензирования мест, на которых расположены здания и / или оборудования, и / или емкости, используемые для хранения горючего на праве собственности или пользования.
Фактически планировалось с 01 июля 2019 года запустить, на мой взгляд, очередную схему подобную Тендерной палате, но размах которой гораздо больше. Прикрываясь целью контроля за хранением и фактически изготовлением подакцизного товара, а именно топлива.
Однако не для кого не секрет, что уже существующие схемы контроля за изготовлением подакцизных товаров и в частности сигарет и алкоголя, практически не работают. По данным различных экспертных учреждений объем теневого сектора алкоголя в Украине достиг 80%.
Поэтому хоть сама цель и благая, однако предложенный метод выглядит изначально неэффективным. При этом создаются просто катастрофических размеров коррупционные риски при выдаче лицензий для мест хранения топлива и контроля за исполнением лицензионных условий.
Кроме того, вводить и отдельное понятие, как хранения горючего – деятельность по хранению топлива (собственного или полученного от других лиц) с изменением или без изменения его физико-химических характеристик. Таким образом, любая стационарна конструкция, фактически должна получить лицензию.
Исходя из позиций этих изменений, нахождение топлива у предприятия, хотя бы одни сутки уже требует наличие лицензии. Страшно даже представить то количество емкостей, которые используют украинские предприятия, например агропромышленного комплекса или транспортные предприятия.
Такой подход просто уничтожит работающий бизнес и даст возможность фискальным органам доначислять миллионные штрафы.
Таким образом, заявленные декларации по упрощению ведения бизнеса полностью не соответствуют реалиям, инициаторами которых выступил лично Гройсман В.Б.
Сами лицензии на право хранения горючего выдаются уполномоченными Кабинетом Министров Украины органами исполнительной власти по месту расположения мест хранения горючего сроком на пять лет, а именно Главными управлениями ГФСУ в областях и г. Киеве по месту осуществления деятельности.
Плата за лицензии на право хранения горючего установлена в размере 780 гривен в год и зачисляется в местные бюджеты. Однако это просто ничто для самого местного бюджета и еще раз подталкивает к мысли о абсолютно другой цели законопроекта Гройсмана.
Субъекты хозяйствования должны будут получить лицензии на право хранения горючего на каждое место хранения горючего. Т.е. если емкости для хранения топлива расположены по разным адресам, лицензии нужно получать для каждого такого адреса. А в некоторых случаях, я думаю и это также станет проблемой, а именно какой адрес емкости указать правильно.
Стоит отметить, что в принятом Законе есть исключения: субъект хозяйствования имеет право хранить горючее без получения лицензии на право хранения горючего в местах производства топлива или местах оптовой торговли горючим, или местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии.
Кроме того, при вступлении этого Закона в силу, импорт и экспорт топлива осуществляется при наличии у субъекта хозяйствования, который импортирует или экспортирует топливо, лицензии на право производства или хранения, или оптовой, или розничной торговли топливом.
Отдельно стоит отметить и перечень необходимых документов, которые должны быть поданы для получения лицензии на право хранения топлива. В частности, должен быть предоставлен акт ввода в эксплуатацию объекта или акт готовности объекта к эксплуатации или сертификат о принятии в эксплуатацию законченных строительством объектов, или другие документы, подтверждающие принятие объектов в эксплуатацию в соответствии с законодательством, в отношении всех объектов в месте оптовой или розничной торговли горючим или хранения горючего, необходимых для оптовой или розничной торговли горючим или хранения горючего, а также разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.
Все эти документы не смогут быть предоставлены 95% лиц занимающихся предпринимательской деятельностью и использующим емкости для хранения топлива в своей хозяйственной деятельности.
При этом отсрочка введения данного Закона в действие никоим образом не решит проблему. Во все этом очевидно лишь одно, премьер-министр инициировавший эти изменения и народные депутаты голосовавшие за них не разобрались в последствиях, либо сознательно создают громадную коррупционную кормушку и очередной способ получение взяток с работающего бизнеса.
Глава Адвокатского объединения Кравец и партнеры Ростислав Кравец для Журнала ДЕНЬГИ
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!