Нацбанк поборется с тенью

С 23 сентября вступает в силу постановление НБУ №278 «Об утверждении изменений в Инструкцию о порядке организации и осуществления валютно-обменных операций на территории Украины».


В Нацбанке отмечают, что документ призван содействовать предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Менялы 90-х получат мотив снова взяться за калькуляторы

Одна из главных норм документа — проведение процедуры идентификации физического лица, осуществляющего операцию с наличностью до 50 тыс. грн., в части определения его резидентности. Указанная операция может осуществляться после предъявления документа, удостоверяющего личность. При этом подразумевается любой документ, который может засвидетельствовать резидентность физлица. Также с целью минимизации рисков операций с наличными на сумму от 50 до 150 тыс. грн. документом предусмотрена полная идентификация физлица (в предыдущей редакции инструкции эта норма составляла от 50 до 80 тыс. грн.). Кроме того, постановление увеличивает норму максимальной продажи наличной иностранной валюты одному лицу в течение рабочего дня с 80 до 150 тыс. грн.

Причем все эти блага цивилизации, в частности операции по продаже валюты за гривни, физлица смогут осуществлять через банкоматы.

Опрошенные «і» эксперты и банкиры за готовностью регулятора бороться с «тенью» видят несколько иные мотивы.

Принятие данных мер, считает аналитик по макроэкономике инвестгруппы «Арт-Капитал» Олег Иванец, — часть комплексной системы действий, направленных на снижение спроса на иностранную валюту внутри страны и, соответственно, поддержание курса гривни. «Сами по себе новые ограничения не столь значительны, но вся система мер уже показывает свою эффективность — спрос на валюту снижается, и НБУ уже не распродает резервы, а наоборот, увеличивает их»,— констатирует эксперт. Вместе с тем их эффективность в контексте борьбы с отмыванием денег очень мала, так как отмывание денег, как правило, хорошо структурированный бизнес, который ловко обходит столь простые ловушки. С отмыванием денег нужно бороться у истоков, а не на этапе конвертации валют, уверен господин Иванец.

«Цель Нацбанка понятна и в общем-то правильна»,— говорит Егор Ильин, советник предправления Диамантбанка по финансам и стратегии. По его словам, основной спрос на валюту всегда формировали три компонента — «серый» импорт, теневые расчеты и незадекларированные накопления. Для последних двух сплошная идентификация, неизбежная отныне при покупке валюты, неприемлема. Но это не столь критично. Ведь популярность доллара в расчетах в последнее время пошатнулась, а непонятная клиенту курсовая динамика евро вызывает к данной валюте определенную настороженность.

При этом, считает банкир, импорт товаров в Украину неизбежен даже при его полной легализации, и зажать его можно будет лишь через ограничение потребкредитования (нет кредита — нет спроса на импортные товары и, соответственно, на валюту). Поскольку спрос на валюту объективен и основной оборот формируется за счет крупных партий наличности, то существует риск, что запрет приведет к выдавливанию таких операций из банковской системы и возникновению «черного» рынка как в середине 90-х.

Тем не менее, говорит глава набсовета банка «Центр» Александр Охрименко, в Нацбанке очень надеются, что процедура установления резидентности радикально уменьшит спрос на валюту со стороны «оптовиков». Регулятору очень не нравится, что теневая экономика забирает у него колоссальные ресурсы, так необходимые для регулирования валютного рынка (за первое полугодие эта цифра превысила $5,4 млрд.). Что создает дополнительное девальвационное давление на курс гривни. Однако, как считает финансист, постановлением №278 эффективно противодействовать отмыванию доходов вряд ли удастся.

«Для борьбы с «тенью» этого недостаточно. Нормы об идентификации усложняют, но не искореняют теневой обмен валют»,— говорит аналитик ИК «Ренессанс Капитал Украина» Анастасия Головач. На объем операций по рынку в целом эти меры вряд ли повлияют, добавляет директор департамента казначейства Universal Bank Сергей Пономаренко. Соглашается с ним и президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. «С нашей точки зрения, в целом объемы валютно-обменных операций останутся на предыдущем уровне, но официальная их часть уменьшится, теневая — возрастет. Те объемы конвертации, которые шли под «крышей» в миллиардных суммах, так и будут идти»,— прогнозирует финансист.

В целом же бюрократические сложности при обмене валюты неизбежно приведут к появлению разницы между курсом продажи в банке и курсом на «черном рынке», предостерегает начальник управления контроля и сопровождения операционной деятельности Индустриалбанка Валентин Капущак. Процесс отмывания денег, говорит он, может включать в себя среди прочего и валютно-обменные операции, но, скорее всего, как вспомогательную процедуру. Поэтому надеяться, что постановление Нацбанка №278 позволит реально противостоять отмыванию денег, не приходится.

Руслан КИСЛЯК 

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *