Генпрокуратура интересуется куда банки дели деньги
Гепрокуратура требует рассказать, куда банки потратили деньги, полученные от НБУ в 2008–2010 годах. Живой интерес Генпрокуратуры к судьбе выданных во время кризиса кредитов может оказаться весомым поводом, чтобы ‘трясти’ очень многие из ныне здравствующих банков.
Во время кризиса украинские банки получали от НБУ существенные объемы рефинансирования. Общая сумма, которая была выделена банковским учреждениям с 1 января 2009 года по 31 августа 2011 года составила более 74 млрд. грн. Причем, ходило немало слухов о том, что значительная часть денег была использована не по назначению. Злые языки утверждают, что многие банкиры круто сыграли на понижение гривны, поставив на кон именно те деньги, что были выданы Нацбанком для совсем других целей — для выплат банковским клиентам.
В итоге, ГПУ заинтересовалась судьбой этих кредитов, и через суд затребовала от НБУ копии документов, касающихся предоставления и возврата банками рефинансирования для поддержания ликвидности. Речь идет о 24 финучреждениях, среди которых как ликвидируемые (‘Европейский’, ‘БИГ Энергия’, ‘Трансбанк’), так и ныне вполне устойчиво работающие (банк ‘Киев’, ‘Финансы и Кредит’, ‘Укргазбанк’).
Все бы хорошо, но эти документы касаются раскрытия банковской тайны, поэтому добиться нужной информации Генпрокуратуре будет непросто. Как объясняют опрошенные ‘Деньгами’ юристы, причина в том, что ГПУ своим заявлением ставит вопрос не о раскрытии информации, содержащей банковскую тайну НБУ, а о той, что содержит банковскую тайну других юридических лиц.
‘Согласно ч. 2 ст. 290 Гражданско-процессуального кодекса, если в ходе разбирательства будет установлено, что прокуратура требует раскрыть информацию, содержащую банковскую тайну относительно юридического или физического лица, без оснований и полномочий, определенных законом, то суд принимает решение об отказе в удовлетворении’, — говорит юрист LCF Law Group Марьяна Гармаш.
Чтобы прокуратура получила доступ к банковской тайне, необходимо возбуждение уголовного дела, например, в отношении должностных лиц НБУ или тех, кто распоряжался полученными кредитами. ‘К тому же, вполне достаточно уже существующих уголовных дел о растрате средств, направленных на рефинансирование коммерческих банков, например, банка ‘Надра’ или Родовид Банка’, — отмечает Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании ‘Кравец, Новак и партнеры’.
Правда, некоторые банкиры считают, что речь о банковской тайне не идет, так как информация, касающаяся предоставления кредитов НБУ коммерческим банкам, к секретным данным не относится. ‘Такая информация может быть получена органом следствия в обычном порядке, без решения суда, путем проведения следственных действий: выемка, обыск, допрос свидетелей’, — считают в юридическом департаменте UniCredit Bank.
В ГПУ данную ситуацию по сути прокомментировать не пожелали. Один из представителей НБУ ‘не под диктофон’ признался, что прокуратура давно интересуется судьбой выданных банкам кредитов, и даже проводила несколько проверок. На официальный запрос ‘Денег’ в Нацбанке ответили следующее: ‘У разі, якщо буде судове засідання, то Національний банк України буде вчиняти дії по захисту своїх прав та інтересів, та виконає рішення суду, що набере законної сили’. В переводе с юридического на человеческий язык это должно значить, что НБУ пока запрошенной информации не передал.
Павел Харламов
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!