Среда приобретения
В настоящее время банки продолжают процесс оптимизации сетей отделений, исправляя ошибки, допущенные в докризисный период. Целый ряд иностранных игроков уже покинули украинский рынок, что позволяет местным банкам упрочить свои позиции. Банкиры не сильно надеются на существенный рост бизнеса, но рассчитывают улучшить кредитные портфели за счет качественных клиентов.
Количество банков, имеющих лицензию НБУ, за прошлый год не изменилось — 176 учреждений. При этом доля иностранного капитала в банковской системе увеличилась с 40,6% до 41,9%. Кредитные учреждения нарастили свои активы на 112,2 млрд грн, до 1,05 трлн грн, и сократили убытки до 7,7 млрд грн. Кризис в еврозоне заставил банки с европейским капиталом сконцентрироваться на домашних рынках и снизить интерес к бизнесу в ряде стран, включая Украину. Шведские SEB Bank и Swedbank уже закрыли розничный бизнес в нашей стране, и их примеру могут последовать еще насколько игроков. Как ни парадоксально, это не уменьшает общих масштабов деятельности банковской системы. По данным НБУ, количество банковских отделений в 2011 году не только не уменьшилось, а возросло на 6%, до 19,8 тыс. точек продаж. Такую тенденцию банкиры объясняют тем, что небольшие кредитные учреждения увеличивают свое присутствие, выкупая отделения у иностранцев. ‘На фоне роста доли госбанков — как украинских, так и российских, а также частных банков, финучреждения с западным капиталом, напротив, стремились к изменению своей бизнес-стратегии, делая ставку на надежных заемщиков и фондирование на местном рынке’,— отмечает руководитель проектов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в финансовом секторе Александр Павлов.
Наибольший охват Украины по итогам исследования ’50 ведущих банков Украины’ показал ПриватБанк с 3394 точками продаж в 2 тыс. населенных пунктах. Лидер по количеству отделений — Ощадбанк (5860 отделений) — оказался на втором месте рейтинга, уступив позиции из-за меньшего количества собственных банкоматов и установленных POS-терминалов. Сумма этих показателей (количество филиалов и отделений, населенных пунктов и областей, где они находятся, а также банкоматов и POS-терминалов) и учитывалась при составлении рейтингов. Сбалансированные баллы по этим показателям получила вся десятка лидеров, имеющая доступ к клиентам во всех областях Украины. Количество банкоматов с функцией приема денег было исключено из рейтинга, так как во многих банках эти машины спутали с платежными терминалами для оплаты услуг связи и т. п., а вычислить их точное количество не представляется возможным.
Работа с ошибками
Банкиры отмечают, что в целом прошедший год оказался для украинского финансового сектора достаточно противоречивым. ‘Было два знаковых события — летом Нацбанку удалось договориться с Государственной налоговой службой о порядке списания безнадежных кредитов на валовые расходы — это существенно упростило работу банков. В свою очередь в октябре-ноябре проблемы с ликвидностью убедительно показали, что кризис еще не преодолен. И хотя проблемы с ликвидностью были решены, теперь настроения банкиров уже не такие радужные, как всего полгода назад, а стратегии развития банков стали более консервативными’,— признает председатель правления Эрсте Банка Павел Цетковский.
Действительно, на фоне надежд на восстановление быстрого роста события конца года оказались для многих ‘холодным душем’. ‘Ухудшение ситуации во II полугодии прошлого года, а особенно в IV квартале, существенно скорректировало развитие банковского сектора — по итогам года рост кредитного портфеля составил менее 10%, что даже ниже роста номинального ВВП страны. На фоне стагнирующих ипотечных программ и высокой конкуренции за хороших заемщиков банки переориентируются на более прибыльное розничное кредитование’,— отмечает Александр Павлов.
При этом банкиры считают, что кризис уже очистил рынок от проблемных учреждений. ‘Основной положительной новостью для финансового рынка по итогам 2011 года стало понимание того, что те банки, которые хотели обанкротиться, уже это сделали. Ожидать новых серьезных банкротств не стоит — даже если пару мелких банков и обанкротятся, то это будет вызвано уже не экономическими причинами’,— иронизирует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Расчет известен
Особенности ведения банковского бизнеса в прошлом и текущем годах отразились на методике составления итоговой таблицы рейтинга ’50 ведущих банков Украины’. В подсчете учитывались финансовые показатели банка: размер уставного капитала, кредитного и депозитного портфелей, прибыли, пересчитываемые по балльной системе. К ним суммировались баллы, полученные во всех рейтингах услуг, рассчитанные отдельно. Кроме того, банки, подтвердившие, что они умеют рассчитывать стоимость активов, которые подвержены рискам (VaR), получили дополнительные баллы. Этот показатель, по сути, определяет наличие у акционеров кредитных учреждений высокотехнологичных систем управления банком и контроля за его текущей деятельностью. Реального количества банков, рассчитывающих VaR, не знают даже в НБУ. Из анкетированных банков только 28 сообщили, что рассчитывают на ежедневной основе стоимостную меру рисков, но лишь 13 делают это корректно.
Большинство участвовавших в исследовании банкиров негативно относятся к методам деятельности ПриватБанка. Однако он объективно занял первое место в рейтинге, хотя и предоставил много некорректных данных, которые были изменены при перепроверке. Это учреждение имеет наибольшие в Украине кредитный и депозитный портфели (122,9 млрд грн и 91,84 млрд грн соответственно). При этом по уровню уставного капитала (13,55 млрд грн) находится ниже Укрэксимбанка (капитал — 16,4 млрд грн) и Ощадбанка (14,5 млрд грн). Но госбанки, перекапитализированные для финансирования госсектора, на 1 января не показали адекватного прироста кредитов. Хотя юридическому лицу ‘с улицы’ практически невозможно получить кредит ни в одном из этих учреждений.
В десятке ведущих банков оказался также ПУМБ, в прошлом году поглотивший Донгорбанк, который принадлежит бизнесмену Ринату Ахметову. Благодаря слиянию учреждение показало рост по большинству показателей, не потеряв технологий. Девятое место в лидерах занял Брокбизнесбанк, который принадлежит братьям Бурякам, в прошлом году назначившим руководителем учреждения экс-председателя Ощадбанка Александра Морозова. Остальными ведущими банками стали учреждения, принадлежащие крупным европейским финансовым группам, — Райффайзен Банк Аваль, Укрсоцбанк и ОТП Банк, а также российские ВТБ Банк, Альфа-банк и ‘Дочерний банк Сбербанка России’.
Оценивая перспективы банковского сектора в 2012 году, эксперты ожидают крайне медленного развития сектора. ‘Никто не прогнозирует рывок, просто в ситуации, когда лучшие заемщики разобраны, банки начинают детально изучать ‘лучших из худших’, начиная работу и с ними’,— говорит господин Охрименко. В такой ситуации, по его словам, банки будут вынуждены увеличивать прибыль, получаемую от комиссий. ‘В ситуации, когда даже самые надежные заемщики могут оказаться проблемными, банкам остается либо увеличивать комиссии за предоставляемые услуги, либо развивать бесконтактный ‘пластик’, ведь рынок услуг интернет-банкинга в Украине практически неразвит’,— считает эксперт. Однако внедрение прогрессивных технологий требует вложений, которые окупятся не скоро. Такие затраты вряд ли перекроются поступлениями от нынешних комиссий. ‘Кроме того, мы станем жестче оценивать риски и формировать резервы и в этом году выйдем на плановые убытки’,— пояснил председатель правления ВТБ Банка Вадим Пушкарев.
Продолжится влияние на рынок нестабильности в еврозоне. ‘Безусловно, европейские банки не станут увеличивать присутствие на украинском рынке — ужесточение требований Еврокомиссии не позволяет направлять средства на развитие ‘дочек’. Рост кредитных портфелей у таких банков будет небольшой — 5%, в лучшем случае 10%. На украинском рынке нет возможности для более динамичного и здорового роста’,— отметил Павел Цетковский. ‘Скорее всего в 2012-м мы увидим действие тенденций прошлого года — постепенное уменьшение доли и объемов кредитования банками с европейским капиталом и, наоборот, увеличение доли и кредитных портфелей российских банков, а также некоторых украинских банков, связанных с крупными финансово-промышленными группами’,— уверена старший аналитик Standard & Poor`s Мария Малюкова. По ее словам, основными сдерживающими факторами являются сохраняющиеся системные риски, волатильность в сфере ликвидности и, как следствие, рост ставок по кредитам в результате удорожания источников фондирования. Соответственно, увеличение объемов кредитов будет незначительным.
При этом украинские банки продолжат снижение своей зависимости от зарубежного финансирования, возвращая кредитные линии материнским структурам. ‘Объем погашений по внешним займам уже невелик, поэтому не стоит говорить об угрозах их невыплат. В свою очередь постепенное увеличение доли гривневого финансирования снижает зависимость украинских банков от ситуации на европейском финансовом рынке’,— уверен господин Павлов.
В то же время значительно более актуальными для банков станут внутренние факторы, связанные с ограничениями со стороны регулятора. ‘Велика вероятность того, что НБУ может вернуться к монетарной политике, направленной на ограничение ликвидности банков, чтобы перед парламентскими выборами не допустить ускорения инфляции и девальвации курса гривны. По крайней мере, вероятность такого развития событий до конца года будет оставаться высокой, что не позволит банкам рассчитывать на значительное увеличение кредитного портфеля — скорее всего темпы его роста будут сопоставимыми с темпами роста ВВП страны’,— ожидает господин Павлов.
Впрочем, не исключена и обратная ситуация, когда регулятор согласится на эмиссию гривны для обеспечения предвыборного роста социальных стандартов. ‘Очень многие банкиры надеются на такое развитие событий, поскольку это придаст существенный импульс сектору,— говорит Александр Охрименко.— У граждан появится избыточная наличность, которую они понесут в банки, что позволит кредитным учреждениям снизить ставки по депозитам, а соответственно — сделать более доступными кредиты для бизнеса’.
Еще одним фактором, способным существенно повлиять на развитие финансового сектора, станет законодательная деятельность властей. ‘Для дальнейшего развития банковского сектора необходима модернизация законодательной базы, в первую очередь по защите прав кредиторов, поскольку при нынешнем законодательстве недобросовестный заемщик, стремящийся забыть о кредите, может легко это сделать’,— признает Александр Павлов. Подобных оценок придерживаются и в Международном валютном фонде. В письме главы киевского представительства МВФ Макса Альера бывшему первому вице-премьеру Андрею Клюеву вопрос законодательного решения проблем с защитой прав кредиторов назван в числе условий возобновления кредитования Украины со стороны фонда. В частности, МВФ предлагает внести изменения в закон о банкротстве, предусмотрев возможность внесудебного урегулирования вопроса.
|
|
|
|
|
Руслан Черный, Юрий Панченко
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!