Обкатанную схему налоговой минимизации через оффшоры оставят для крупнейших экспортеров

В начале прошлой недели Государственная налоговая служба (ГНС) сообщила о том, что специалисты ведомства начали разрабатывать стандарты отчетности по трансфертному ценообразованию.


Интерес к этой сфере со стороны фискалов вполне объясним: ценовые манипуляции между отечественными компаниями и их родственными структурами в офшорах на сегодняшний день являются одним из самых распространенных легальных методов вывода прибыли из страны. Схема проста: украинский резидент поставляет аффилированной офшорной структуре товар по заниженной цене, та в свою очередь перепродает его уже по рыночной стоимости. Таким образом основная прибыль оседает в «налоговой гавани» с более низким, чем в Украине, налогообложением. «Разрабатываемые национальные стандарты основаны на рекомендациях Совета Евросоюза, определенных в Кодексе поведения по документации по трансфертному ценообразованию для дочерних предприятий (EUTPD). Усовершенствовав госрегулирование в этой сфере, можно будет исключить распространенную практику минимизации налогов через офшоры», – отмечается в сообщении пресс-службы ГНС.

Однако на сегодняшний день ни один из действующих законов не оговаривает процедуру контроля налоговой за трансфертным ценообразованием. И, по большому счету, инициативу ГНС можно было бы считать чистой самодеятельностью, если бы не одна деталь. Незадолго до этого Министерство социальной политики обнародовало на своем сайте проект изменений в Налоговый кодекс, оговаривающий принципы контроля над трансфертным ценообразованием. Согласно документу, в поле зрения налоговой будут попадать операции между компаниями со связанными лицами, сделки с участием посредников, операции с товарами, являющимися предметом биржевой торговли (нефтью, нефтепродуктами, газом, углем, черными, цветными и драгоценными металлами, зерновыми культурами, подсолнечным маслом, удобрениями и пр.). Налоговой также вменят в обязанность отслеживать контракты с офшорными контрагентами, партнерами-упрощенцами, сельхозпредприятиями и компаниями, имеющими льготы по налогу на прибыль. Причем мониторить налоговая собирается все продажи товарных партий, стоимость которых превышает 100 млн. грн. Если фискалы обнаружат, что они были реализованы по заниженным ценам, то самостоятельно определят рыночную стоимость сделки и, соответственно, доначислят продавцу налоги. По подсчетам Минсоцполитики, получив дополнительные полномочия, фискалы смогут ежегодно привлекать в казну дополнительно до 3 млрд. грн.

Впрочем, далеко не все экспортеры рискуют лишиться излюбленного метода налоговой минимизации. Дело в том, что упомянутый законопроект позволяет крупным налогоплательщикам наперед (сроком на три-пять лет) фиксировать уровень цен на свои товары, которые органы ГНС будут считать рыночными. Таким образом, все контракты, выполненные впоследствии по ценам, согласованным с налоговой, будут защищены от штрафных санкций. На сегодняшний день в официальном списке ГНС числятся около 1400 крупных налогоплательщиков, которые и смогут организовывать для себя особые условия экспортных поставок.

Зато остальные отечественные предприятия окажутся незащищенными от претензий налоговой, даже если в их продажах не будет и намека на минимизационные схемы. Для того чтобы отслеживать экспортные цены, ГНС придется сформировать базу индикативных цен. Во-первых, в ней могут оказаться и завышенные цены на данный товар, что даст возможность фискалам выровнять по ним и остальные сделки. Во-вторых, база данных, очевидно, будет закрытой. Поэтому предприятию, попавшему в поле зрения налоговых органов, придется верить на слово. Собственно, аналогичную практику доначисления платежей полным ходом использует и Государственная таможенная служба Украины (ГТСУ), где таможенную стоимость рассчитывают на основании закрытых баз. И в которую непонятно кто и когда вносил данные о нереальных ценах получения товара по инвойсу.

Очевидно, что в свете обострившейся нехватки средств у бюджета новый законопроект может быть оперативно проведен через парламент. Тем более что внедрение новых правил не только позволит открыть дополнительные источники наполнения казны, но и подчистить ряды экспортеров, избавив крупные компании от мелких и не вхожих во властные кабинеты конкурентов.

ЮРИЙ ЩЕРБИНА

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *