Как происходят «сделки с правосудием» в США

Власти США намеренно спроектировали такую систему, в которой людям невыгодно использовать право на суд присяжных, – ретранслирует мнение американских юристов издание ПРАВО.RU. Чтобы уничтожить такую судебную систему, нужно просто воспользоваться Конституцией.


Статья Мишель Александер (Michelle Alexander), писательницы и профессора права, опубликованная в New York Times, стала одной из самых обсуждаемых в воскресной американской прессе. В ней Александер утверждает, что всю судебную систему США можно быстро, а главное – законно, уничтожить, всего лишь применив Конституцию.

По статистике, около 90 % всех уголовных дел в штатах разрешаются еще на досудебной стадии, с помощью так называемой «сделки с правосудием».  То есть, обвиняемому предлагается полностью признать свою вину в обмен на условный, а не реальный срок. По мнению Александер, если все американцы, попавшие в такое положение, банально воспользуются шестой поправкой – «право на суд присяжных», судебная система просто не сможет функционировать и соответственно, все ее проблемы автоматически станут повесткой дня – как для общества, так и для власти.

«Правда в том, что власти США намеренно спроектировали такую систему, в которой людям будет невыгодно использовать свое конституционное право на суд присяжных», – говорит Тимоти Линч (Timothy Lynch), директор проекта уголовного правосудия в институте Като (Cato Institute).

Александер подтверждает его слова историческими примерами. «В 1978 году Верховный суд США вынес постановление о том, что запугивание обвиняемого с целью ускорить процесс и заставить его отказаться от рассмотрения дела перед присяжными не нарушает положений шестой поправки. Спустя 13 лет суд в деле «Хармелин против штата Мичиган» постановил, что пожизненный приговор для подсудимого, первый раз попавшегося с наркотиками, не противоречит восьмой поправке – «запрет на неоправданно жестокое или необычное наказание» .

Подобное положение дел ведет к социальным проблемам. Так, после сделки и последующего условного наказания наступает надзорный период, который может длиться десятки лет. Судимость же является формальным, но легитимным поводом для увольнения с работы или, например, расторжения контракта на муниципальное жилье.

Идею о массовом протесте с использованием шестой поправки подкинула Александер женщина по имени Сьюзан Бертон (Susan Burton). Ее пятилетнего сына когда-то сбил насмерть полицейский автомобиль. Переживая потерю, Сьюзан проявила слабость и вскоре оказалась за решеткой по обвинению в хранении крэка. Она решилась на сделку с прокурором и быстро прошла весь путь, описанный выше – выселение, невозможность найти работу и другие проявления того, что Александер называет «правовой дискриминацией» .

В завершении Александер цитирует Бертон, с которой говорила по телефону накануне. «Я не говорю, что мы непременно должны осуществить это [протест с массовым использованием шестой поправки]. Нам всего лишь важно знать, что такая возможность существует. Люди должны понимать: простое использование гарантированных нам прав может расшатать основы системы, которая работает только тогда, когда мы принимаем условия игры».

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *