В создании спецоргана по противостоянию коррупции больше нет необходимости
Украина нашла выход из ситуации с созданием спецструктуры по борьбе с коррупцией в стране.
Киев отказался от создания структуры по борьбе с коррупцией, появление которой было одним из требований Евросоюза. Украине удалось убедить профильную организацию GRECO в том, что такую деятельность вполне способен проводить Национальный антикоррупционный комитет. Между тем отечественные эксперты считают, что в нынешнем виде этот орган имитирует выполнение своих функций. Тем не менее вывод GRECO снимает претензии ЕС и приближает Киев к выполнению плана либерализации визового режима.
Вчера вечером на сайте Министерства юстиции был обнародован очередной отчет GRECO (группа государств Совета Европы по борьбе с коррупцией, международный экспертный орган) о выполнении Киевом рекомендаций Совета Европы в этой сфере. Одним из главных выводов документа стала констатация соответствия требованиям GRECO существующего в Украине антикоррупционного органа.
В 2011 году Киев гарантировал европейским структурам скорое создание такой структуры. Позже стало известно, что Минюст приостановил работы над подготовкой соответствующего законопроекта — тогда в министерстве пояснили, что ведут переговоры с экспертами о выборе модели его работы (см. ‘Ъ’ от 6 декабря 2011 года). Как выяснилось, украинские власти сконцентрировались на том, чтобы убедить европейцев в отсутствии необходимости создания спецоргана. По мнению Киева, необходимые функции способен выполнять Национальный антикоррупционный комитет (НАК) — консультативно-совещательный орган при президенте Украины. Главой НАК является президент Виктор Янукович, а секретарем — секретарь Совбеза Андрей Клюев. В GRECO сочли доводы украинской власти достаточными, включив в отчет фразу о том, что ‘состав и функции НАК соответствуют требованиям и рекомендациям (Совета Европы.—’Ъ’)’. Европейские эксперты отметили лишь один недостаток НАК — слабое представительство общественных организаций в его составе (1 из 33 членов) — и порекомендовали Украине исправить данный недочет.
В Минюсте ‘Ъ’ объяснили, что у Украины не было возможности выбрать другой сценарий реализации антикоррупционной политики. ‘Чтобы создать действительно независимый орган, который не принадлежит ни к одной из ветвей власти, пришлось бы вносить изменения в Конституцию’,— заявила ‘Ъ’ начальник отдела антикоррупционной политики Минюста Ирина Смирнова. При этом следует отметить, что статус НАК не позволяет ему вести диалог с другими органами власти и давать им поручения — у этого органа отсутствует даже своя печать. Госпожа Смирнова, впрочем, не считает это проблемой: ‘При необходимости президент введет решения НАК в действие своим указом’.
Украинские эксперты критически оценивают выводы GRECO. Глава общественной организации ‘Европа без барьеров’ Ирина Сушко считает ‘ошибочными’ выводы европейских экспертов. Президент объединения ТОРО (контактная группа Transparency International в Украине) Алексей Хмара, который является единственным представителем общественных организаций в составе НАК, полагает, что позитивная характеристика GRECO ‘дана Украине авансом’. ‘Для начала комитету стоило бы как минимум перейти к регулярной работе. На последнем заседании президент говорил о формате ежемесячных заседаний, но с того времени прошло уже полгода (без заседаний.—’Ъ’)’,— отметил он. Господин Хмара между тем согласился с выводами Минюста о том, что для создания нового органа потребовалось бы внести изменения в Конституцию. ‘В существующей правовой системе практически невозможно создать действительно независимый антикоррупционный орган’,— считает эксперт.
Заключение GRECO имеет особую важность для переговоров Украины с Евросоюзом об отмене визового режима — создание антикоррупционного органа входит в число ключевых требований плана действий визовой либерализации (ПДВЛ) и до сих пор считалось одним из главных препятствий для прогресса Украины в этой сфере. ‘То, что мы увидели,— это лишь имитация Украиной решения этого вопроса. Но поскольку в вопросах борьбы с коррупцией ЕС ориентируется на выводы GRECO, можно предполагать, что проблема будет снята’,— отмечает Ирина Сушко.
Заместитель министра иностранных дел Павел Климкин подтвердил ‘Ъ’, что Украина уже уведомила ЕС о выполнении данного требования. Господин Климкин отметил, что европейцы еще не предоставили официального ответа. ‘Автоматизма (решения ЕС.—’Ъ’) нет. Евросоюз ориентируется на выводы GRECO, но Еврокомиссия еще должна предоставить окончательный вывод о соответствии (этого органа.—’Ъ’) требованиям, которые ЕС предъявляет к антикоррупционному законодательству’,— утверждает дипломат. Другой собеседник ‘Ъ’ в МИДе более оптимистичен: ‘Евросоюз требовал от нас соответствия антикоррупционного органа требованиям GRECO. Какие же могут быть аргументы, чтобы теперь не признать их выводы?’ — заявил источник. ‘Но это не означает, что мы выполнили все требования ПДВЛ — отсутствует закон о биометрических документах и есть проблемы с антидискриминационным законодательством’,— напомнила Ирина Сушко.
Сергей Сидоренко
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!