В парламенте представлен второй законопроект о медиации
Законопроект Кивалова-Бондика выделяет «уполномоченных медиаторов» и предусматривает обязательное проведение медиации по делам о расторжении брака.
Еще один проект Закона «О медиации» представлен депутатами в парламенте. На этот раз инициаторами законопроекта № 10301-1 выступили парламентарии из фракции Партии регионов – Сергей Кивалов и Валерий Бондик.
Поданный ранее в ВР аналогичный законопроект № 10301 о медиации (и сопутствующий ему проект № 10302 о внесении изменений в иные акты в связи с принятием законопроекта № 10301) были разработаны Олегом Тищенко (БЮТ) и Юрием Кармазиным (НУНС).
Согласно обоим проектам медиация представляет собой внесудебное урегулирование спора. И там, и там медиатор выступает при таком урегулировании посредником. Непредвзятость медиатора является принципом медиации по проекту Тищенко-Кармазина, но не заявлена таковой в проекте Кивалова-Бондика. Однако у последних имеется указание на то, что медиатор «не зависит от сторон медиации» и «нейтрален».
И там, и там фиксируется принцип добровольности. Но если у Тищенко- Кармазина стороны могут отказаться от медиации в любой момент до заключения договора, то у Кивалова-Бондика стороны могут отказаться от медиации на любой ее стадии.
В обоих законопроектах в качестве принципа медиации указана конфиденциальность.
Медиаторами у Тищенко-Кармазина могут быть физические лица, достигшие 21 года. По проекту Кивалова-Бондика для них достаточно и 18-ти лет. В обоих законопроектах медиатору нужна специальная подготовка для занятия этой деятельностью, которую (подготовку) можно пройти как в Украине, так и за рубежом.
Законопроект Кивалова-Бондика выделяет еще и «уполномоченного медиатора», которым может быть лицо, достигшее 25-летнего возраста, имеющее полное высшее образование (для простого медиатора образование ни в одном из проектов не требуется) и прошедшее подготовку по направлению «медиация» по программе, утвержденной госорганом Украины. Эти «уполномоченные» медиаторы по проекту № 10301-1 включаются в специальный Национальный реестр уполномоченных медиаторов.
Уполномоченные медиаторы выделены в отдельную категорию по той причине, что медиация в отдельных категориях споров по проекту Кивалова-Бондика, может осуществляться только ими. Так, процедура медиации может быть инициирована как до обращения сторон в суд, так и уже во время рассмотрения спора в суде. Медиация по делам, уже находящимся на рассмотрении, может проводиться исключительно уполномоченным медиатором.
Законопроект Кивалова-Бондика (в отличие от проекта Тищенко-Кармазина) предусматривает обязательное проведение медиации по делам о расторжении брака в первой судебной инстанции. Естественно, после открытия таких дел в судах, все они будут попадать к уполномоченным медиаторам, у которых, в случае принятия проекта Кивалова-Бондика, появится широкое поле для деятельности.
Инициатива в проведении медиации по обоим законопроектам может принадлежать как сторонам, так и органу, в ведении которого находится дело о споре между сторонами.
Для ее проведения заключаются «договор о проведении медиации» (проект Кармазина) или «соглашение о проведении медиации» (проект Кивалова-Бондика). Форма -сугубо письменная.
Оба законопроекта предусматривают возможность проведения медиации по уголовным делам, а именно: по делам о неосторожных преступлениях и о преступлениях небольшой тяжести. Проект Тищенко-Кармазина – еще и по делам о преступлениях средней тяжести.
Проект Тищенко-Кармазина № 10302 содержит подробнейшее описание процедуры медиации по уголовным делам, дополняя отдельной главой УПК. По этому проекту медиация может быть инициирована на любой стадии уголовного процесса, от нее можно также в любой момент отказаться. Проведение медиации не останавливает следствия. Достигнутый договор о примирении утверждается судом.
В случае утверждения договора о примирении, суд при согласии иных участников уголовного процесса признает нецелесообразным исследование доказательств фактических обстоятельств дела, относительно которых заключен договор и которые никем не оспариваются.
По проекту же Кивалова-Бондика заключение медиационного соглашения не может толковаться как признание вины обвиняемого или подсудимого в совершении преступления, а правовые последствия медиационного соглашения учитываются в пользу обвиняемого (подсудимого) при освобождении от уголовной ответственности, закрытии уголовного дела частного обвинения, при постановлении обвинительных приговоров как с назначением наказания, так и с освобождением от него, при рассмотрении ходатайства о снятии судимости и т.д.
По результатам процедуры медиации заключается «договор о результатах медиации» (по Тищенко-Кармазину) или «медиационное соглашение» (по Кивалову-Бондику), в которых излагается достигнутый сторонами консенсус по урегулированию спора.
В случае неисполнения одной из сторон своих обязательств по такому договору (соглашению), вторая сторона может обратиться в суд с иском о побуждении к исполнению условий такого договора.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!