Европейский банк внедряет в Украине механизм разделения кредитных рисков

ЕБРР готов предложить своим банкам-партнерам в Украине возможность участия в программе Risk Participation. Ее суть заключается в том, что ЕБРР будет гарантировать в пользу банка-партнера возврат до 50% от суммы выданного кредита украинской компании-заемщику.


Об этом «і» сообщил управляющий директор ЕБРР по Турции, странам Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Оливье Декамп. На сегодняшний день для участия в программе отобрано 12 украинских банков, кредитующих реальный сектор экономики.

Участие в программе разделения рисков позволит банку-партнеру ЕБРР предоставлять заемщикам больше средств и на более долгие сроки, а также освободит его от необходимости формировать резервы на 50% от суммы кредита. «Цель — стимулировать банки выдавать больше новых долгосрочных кредитов. В случае дефолта заемщика мы вернем свою часть банку. И в дальнейшем, при реализации залогового имущества или при ликвидации, получим возмещение пропорционально, если, конечно, что-то удастся вернуть,— рассказывает господин Декамп. — Несомненно, мы будем утверждать каждый кредит, и это будет не массовый продукт». До конца года в ЕБРР прогнозируют не более одной-двух сделок, оправдывая, правда, столь малое количество еще не законченным согласованием процедур с Нацбанком.

В ЕБРР говорят, что не будут взимать с банкиров плату за гарантии — Европейский банк будет претендовать только на часть дохода по кредитной операции. Кстати, выдавать гарантии будут только для кредитования нового бизнеса. «Мы не видим необходимости использовать продукт разделения рисков для наращивания существующего кредитного портфеля»,— говорит Оливье Декамп.

Банкиры приветствуют появление нового механизма гарантирования кредитных рисков, который создает условия для более рационального использования дефицитных гривневых ресурсов при переизбытке валютных. «Во-первых, в банках сегодня достаточно большой объем валютных средств, которые размещать практически некуда, не говоря уже об обременении себя дополнительными внешними ресурсами. Во-вторых, в условиях ужесточения валютного регулирования, которое мы наблюдаем в последнее время, банкам становится достаточно накладно привлекать валютные средства из-за рубежа. В-третьих, охлаждение внешнего спроса на украинские товары, а следовательно — и ограничение объема поступления валюты в страну, делает проблематичным выполнение обязательств по привлекаемым из-за рубежа средствам в полной мере»,— говорит начальник управления макроэкономических исследований UniCreditBank Тантели Ратувухери.

В то же время финансисты отмечают, что решение ЕБРР запустить в Украине (где нет реального механизма страхования кредитных рисков ни на уровне законов, ни на уровне их исполнения) систему разделения рисков — это вынужденный шаг, вызванный нежеланием властей разрешить ЕБРР привлечение и размещение ресурсов в гривне.

Правительство опасается конкуренции за ограниченный гривневый ресурс, который сжимают ради удержания стабильного курса (как минимум до выборов), низкой официальной инфляции (чтобы не производить перерасчет социальных выплат) и собирают гривню через гособлигации внутреннего займа для финансирования дефицита бюджета. Правда, Оливье Декамп сообщил, что ЕБРР работает над внесением изменений в украинское законодательство. Согласно этим изменениям международным финансовым организациям будет предоставлено право выпускать облигации в гривне для создания ресурсной базы кредитования украинской экономики в национальной валюте.

Хотя на самом деле банкиры уже давно научились использовать валютные ресурсы для гривневого кредитования. «Например, иностранный кредитор предоставляет банку заем в долларах США. После этого банк продает валютные ресурсы на рынке, покупает на соответствующий кредиту срок ОВГЗ, индексируемые в зависимости от курса валюты. Делает операцию РЕПО на рынке или с НБУ против ОВГЗ и получает гривню. Таким образом, позиция будет переоцениваться вплоть до даты погашения ОВГЗ. Это снимает риск потерь от изменения курса, однако затрагивает норматив открытой валютной позиции,— говорит директор казначейства банка «Финансы и Кредит» Александр Александров. — Еще вариант, когда кредитор предоставляет банку заем в долларах США, банк покупает за доллары валютную бумагу ОВГЗ на первичном рынке, если он является первичным дилером, или на вторичном — за гривню, одновременно осуществляя продажу валюты, чтобы не возникала валютная позиция. Делает РЕПО на рынке или с НБУ, получая гривню за валютную ОВГЗ».

Правда, в обоих случаях ключевыми вопросами будут уровень ставок по операции РЕПО и доступность этой операции на рынке на необходимый срок в течение всего периода действия кредита. Так как сейчас длиннее месяца сделать РЕПО достаточно проблематично.

Александр ДУБИНСКИЙ

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *