Скелеты в шкафу или как грамотно развестись в Украине
Развод супругов уже давно перестал быть чем-то из ряда вон выходящим – обычный юридический аспект повседневной жизни, правда, с возможностями неблагоприятными последствиями. О том, на какие подводные камни можно натолкнуться в ходе бракоразводного процесса, ЮРЛИГА выяснила у экспертов по семейному праву.
Ни для кого не секрет, что развод – дело хлопотное. Возможно даже более, нежели предшествующая ему свадьба. К сожалению (или к счастью?) у нас пока не практикуются массовые разводы как в Бразилии – там, в небольшом городке, провели бракоразводную процедуру для 70 пар с низким уровнем доходов. Таким образом, поднадоевшие друг другу супруги без особых претензий (имущественных или же наличия детей) смогли практически в мгновенье ока получить «свободу». Что ж, у нас для получения документа о разводе необходимо пройти немного более длинную процедуру. В лучшем случае – сходить на поклон в отделение местного РАГСа, в худшем же придется еще, и перетерпеть все прелести судебных разбирательств, включая обсуждения, кому достанется любимый чайный сервиз/собака/дом/ дети … и т.д.
РАЗВОД: Вам налево, мне направо
За исходную в статье примем ситуацию, когда оба супруга живи, никто не пропадал без вести, не был признан недееспособным и т.д. и т.п., и оба изъявили желание расторгнуть брак.
Если у супругов нет детей, то после подачи ими соответствующего заявления в органы РАГС, через месяц, вне зависимости от наличия имущественных споров, будет составлена актовая запись о расторжении брака согласно ч.2,3 ст.106 Семейного кодекса Украины (далее – СК).
Раздел имущества может происходить как добровольно по взаимному согласию супругов на основании ч.2 ст. 69 СК, так и в судебном порядке согласно ч.1 ст.70 СК. В первом случае, с юристов, что называется – взятки гладки в силу их невостребованности в данном процессе. Ну а во втором без них никак не обойтись, ведь проблемы возникают именно тогда, когда дело доходит до раздела совместно нажитого имущества. Все осложняется при условии, если у супругов общий бизнес.
Согласно общим принципам, установленным действующим СК, все имущество, приобретенное супругами за время брака, кроме вещей индивидуального пользования, является объектом права общей совместной собственности супругов. При разделе названного имущества части супругов, если иное не оговорено последними в договоре, являются равными. Но при этом существует ряд нюансов, касающихся раздела имущества супругов, связанного с корпоративными правами, отмечает Юлия Яшенкова, старший юрист AstapovLawyers.
Во-первых, при наличии у одного из/или у обоих супругов акций акционерного общества такие акции подлежат разделу между ними как вещи (исходя из ст. 177 Гражданского кодекса Украины), при условии, что такие акции были приобретены за счет совместных средств супругов. «К числу последних, среди прочего, – напоминает юрист, – относится заработная плата, пенсия, стипендия и прочие доходы (за исключением премий, наград, а также денежных средств, полученных в дар либо в порядке наследования, либо вырученных от отчуждения имущества, полученного в дар либо в порядке наследования)».
Во-вторых, если один из/либо оба супруга являются собственниками корпоративных прав иных обществ (например, с ограниченной или дополнительной ответственностью), т.е. участниками указанных обществ, ситуация с разделом имущества обстоит несколько иначе. Так, согласно ст. 12 ЗУ «О хозяйственных обществах» имущество, внесенное участником в учредительный фонд общества, является собственностью последнего. Следовательно, с момента внесения в учредительный фонд имущества не является объектом права общей совместной собственности супругов. При этом разделу между супругами может подлежать исключительно доход, полученный от общества, если взнос в учредительный фонд был сделан за счет совместного имущества. А в случае, если такой взнос был сделан из совместных средств без согласия другого из супругов или с нарушением требований о порядке распоряжения общей совместной собственности, последний имеет право на компенсацию стоимости своей доли.
Также г-жа Яшенкова подчеркивает, что когда речь заходит о ЧП или ФОПах, то режим общей совместной собственности на имущество последних также не распространяется. При этом, как и в предыдущем случае, второй из супругов имеет лишь право на долю от полученных в результате деятельности ЧП или ФОПа доходов.
Еще один ряд вопросов возникает в случае, когда после развода остаются обязательства по ранее полученным и не погашенным кредитам, подчеркивает Ростислав Кравец, старший партнер Адвокатской компании «Кравец, Новак и партнеры». К примеру, Верховный суд Украины в своем постановлении пленума четко указывает, что при разделе имущества учитываются также долги супругов и правоотношения по обязательствам, возникшим в интересах семьи (ч. 4 ст. 65 СК). Но в то же время Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел в своем постановлении пленума от 30.03.2012 №5 указывает, что положения статьи 65 СК:
-регулируют отношения, касающиеся распоряжения имуществом, которое находится в общей совместной собственности супругов;
-не касаются права одного из супругов на получение кредита, поскольку кредитный договор является сделкой по получению в собственность денежных средств.
Исходя из такой диаметрально противоположной позиции судов высших инстанций возникает нонсенс – кредитный договор можно заключить без согласия второго супруга, но ответственность за его исполнение будут нести оба супруга.
Кроме подобных казусов в судебной практике случается, что и сами претенденты на категорию «экс» в супружеских отношениях бывают не совсем честны друг с другом и намеренно извращают существующую норму Закона. У юристов таких примеров достаточно. Юлия Журбенко, юрист ЮФ «Вронский, Вронская и Партнеры» рассказывает: «У нас было дело, когда женщина, задолго до вступления в брак, тщательно и преднамеренно собирала доказательную базу совместного проживания с будущим мужем (чеки, платежки, путевки и т.п.), дабы при разводе претендовать и на имущество, которое было приобретено до брака. В таком случае, необходимо было установить факт проживания одной семьей без брака».
О практических нюансах признания личной частной собственностью жены или мужа имущества, приобретенного ими за время брака, но за средства, которые принадлежали ей, ему лично, упоминает Ростислав Кравец: «В некоторых случаях, «предусмотрительные» супруги с целью оградить имущество, приобретенное в браке, от возможных претензий другого супруга прибегают к не хитрой схеме. Так, имущество приобретается близким родственником супруга и в дальнейшем дарится непосредственно ему. В таком случае, при разводе, другой супруг не будет иметь права претендовать на такое имущество согласно п.2. ч.1 ст. 57 СК».
Следует помнить о таких возможных подвохах, чтобы в последствие в случае развода не попасть в ловушку, выбраться из которой с минимальными потерями будет не так уж и легко.
Отцы и дети
Дополнительные сложности при разводе возникают, если у супругов есть дети, но отсутствует понимание того как, с кем и на какие средства они будут жить после развода. Г-жа Журбенко отмечает, что зачастую такие бракоразводные процессы сопровождаются спорами относительно алиментов на содержание ребенка, участия одного из родителей в воспитании ребенка, определения места жительства ребенка, управления имуществом ребенка и другие. В целом ситуацию можно решить добровольно (ст. 157 СК), обратиться в органы опеки и попечительства (ст. 19, 158 СК) или в судебном порядке (ст.19, 159 СК).
Ст. 109 СК определяет, что супруги при подаче иска о расторжении брака могут одновременно подать письменный договор о том, с кем из них будут проживать дети, какое участие в обеспечении условий их жизни будет принимать тот из родителей, кто будет проживать отдельно, а также об условиях осуществления им права на личное воспитание детей.
На практике же, отмечает г-н Кравец, супруги крайне редко подают такой письменный договор. В лучшем случае, в исковом заявлении указывается, с кем из супругов проживает ребенок. Что в дальнейшем приводит к довольно затяжным спорам. При этом не стоит забывать, что место жительства ребенка, не достигшего 10 лет, определяется по соглашению родителей; достигшего 10 лет – по общему согласию родителей и самого ребенка, а достигшего 14 лет определяется самим ребенком. Кроме того, споры относительно участия одного из родителей в воспитании ребенка, места жительства ребенка, отобрании ребенка от лица, которое держит его у себя не на основании закона или решения суда происходят с обязательным участием органа опеки и попечительства.
Для разрешения споров, в том числе относительно определения места проживания ребенка к примеру, можно прибегнуть к подписанию мирового соглашения, напоминает юрист. Многие споры в этой сфере заканчиваются утверждением судом мирового соглашения между супругами. В дальнейшем, в случае неисполнения такого мирового соглашения, сторонам приходится обращаться в исполнительную службу, которая не редко, в связи с несоответствием мирового соглашения ст. 18 Закона Украины «Об исполнительном производстве» отказывает в открытии исполнительного производства. Тогда заинтересованной стороне вновь приходится обращаться в суд с иском о побуждении к исполнению мирового соглашения. И подобные судебные тяжбы могут затянутся на довольно длительный срок.
Также, для того, чтобы разрешить семейный конфликт Р. Кравец рекомендует прибегнуть к услугам семейной медиации, которая в последнее время довольно успешно используется при подобных спорах.
Всего предусмотреть попросту невозможно, но «профилактика» не помешает. В качестве одного из таких средств можно назвать брачный договор, который неоднократно упоминается юристами как инструмент, который способен облегчить длительный и сложный процесс раздела имущества, а порой – полностью его избежать. Но, несмотря не очевидные плюсы такого института семейного права, популярным он так и не стал. «По данным Минюста, – отмечает г-жа Журбенко – за 2010 год было заключено 417 брачных договоров из более 300 тыс. зарегистрированных браков». Такую же «грустную» статистику отмечает и Юлия Яшенкова: «К заключению брачного договора прибегает не более 1 % пар».
Однако даже наличие брачного контракта не всегда является гарантией при разделе имущества. «В законодательстве предусмотрены случаи признания брачного контракта недействительным. В частности, в силу ч. 4 ст. 93, ч. 1 ст. 103 СК положения брачного договора, которые ставят одного из супругов в чрезвычайно невыгодное материальное положение, нарушают его права и интересы, по требованию такой стороны по решению суда могут быть признаны недействительными по основаниям, установленным ГК. Хотя в судебной практике такие споры довольно редки», – резюмирует Ростислав Кравец.
Наталья Шныр, портал ЮРЛИГА
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!