АМКУ пытается бороться с неправдивой рекламой банков

Слишком щедрая реклама банков, предлагающих нулевые ставки по кредитам, привлекла внимание Антимонопольного комитета — за месяц он оштрафовал уже два розничных банка.


Но небольшие штрафы не убедят банкиров раскрывать завышенную стоимость займов, считают эксперты. Впрочем, неправдивая реклама может оказаться даже на руку потребителям, поскольку позволит им признать кредитный договор недействительным.

Антимонопольный комитет (АМКУ) вплотную занялся недобросовестными банкирами. Вчера комитет сообщил о том, что его житомирское областное территориальное отделение оштрафовало Платинум Банк на 50 тыс. грн за распространение обманчивой рекламы о кредитах. Банк не указал в рекламных материалах полную стоимость услуги — только ‘весенние кредиты и весенние подарки, 0% акция’. При этом комиссия за предоставление кредита, ежемесячное обслуживание, обязательное страхование жизни заемщика, которые суммарно повышают стоимость кредита до 35% годовых, не были указаны.

В Платинум Банке сообщили, что речь идет о рекламных макетах небольшого размера, размещенных в печатных изданиях. ‘Макет соответствовал требованиям закона о рекламе, в нем была указана банковская лицензия, срок действия акции и контактные телефоны для уточнения детальных условий предоставления кредита. К сожалению, в законодательстве подробно не регламентируется, что необходимо раскрывать в юридических расшифровках к рекламным макетам’,— сообщили в пресс-службе банка. В учреждении пообещали в дальнейшем во всех рекламных макетах отображать максимально исчерпывающую информацию.

Необходимость раскрытия реальной кредитной ставки возникла сразу же после начала бума потребительского кредитования. С 5 июня 2007 года Нацбанк постановлением N168 ‘Об утверждении правил предоставления банками информации потребителю об условиях кредитования и общей стоимости кредита’ обязал банки предоставлять заемщикам информацию о реальной стоимости потребительских кредитов. Однако банки до сих пор избегают упоминания размера реальных платежей в рекламе, сообщая его клиенту только при подписании договора.

Штраф был применен к Платинум Банку вскоре после того, как в конце апреля АМКУ оштрафовал ВиЭйБи Банк на 68 тыс. грн за неправдивую рекламу ‘Кредит наличными — 1% на три года’. АМКУ интересовался этой проблемой еще год назад, когда обязал Универсал Банк не использовать неправдивую информацию в рекламе автокредитов под 0%, тогда как на самом деле ставка составляла 0,0001% годовых. Банк не был оштрафован.

Чаще всего банки указывают в рекламе информацию о дополнительных платежах мелким шрифтом или не указывают ее вообще. ‘Мы не рекламируем нулевые кредиты, мы ставим звездочку и даем примечание, что ставка составляет 0,01%, а комиссия нулевая’,— сообщила менеджер по связям с общественностью Креди Агриколь Банка Алина Капуловская. Впрочем, банк рекламирует не сами нулевые кредиты, а лишь возможность выиграть нулевую ставку. При этом эксперты настаивают, что нулевых ставок не существует в принципе. ‘Если в рекламе банка указана кредитная ставка в размере 0%, или одной сотой, или тысячной процента, то там в любом случае есть скрытые комиссии. Минимальная реальная цена такого займа на рынке составляет 35% годовых, однако чаще всего — 60%’,— говорит финансовый директор компании ‘Простобанк Консалтинг’ Александр Седых. По данным компании, средняя эффективная ставка кредитов наличными достигает 52,75%, на товары —71,83%.

Столь малые суммы штрафов вряд ли будут мотивировать банки предоставлять корректную информацию о своих услугах. ‘АМКУ просто жалеет банки, так как, согласно закону о недобросовестной конкуренции, штраф за такие действия составляет 1% от годового оборота. Это могут быть сотни миллионов гривен. А 50 тыс. грн для розничного банка — очень небольшая потеря по сравнению с тем количеством клиентов, которых они смогли заманить такой рекламой’,— говорит старший партнер адвокатской компании ‘Кравец, Новак и партнеры’ Ростислав Кравец. По его словам, у него были судебные дела по банкам, которые не предоставляли достоверную информацию о кредите. ‘Сокрытие информации может стать основанием для признания кредитного договора недействительным’,— констатирует он.

Елена Губарь

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *