Европа не успеет создать банковский союз к концу 2012г – WSJ

Лидеры европейских стран, заявившие на прошлой неделе, что новый регулятор банковского сектора еврозоны будет создан к концу 2012 года, теперь вынуждены признать, что установили слишком амбициозные сроки, в которые им будет трудно уложиться, пишет газета The Wall Street Journal.


Уже сейчас идут споры, следует ли создавать новый институт с нуля или наделить новыми полномочиями существующую организацию (например, Европейский центральный банк (ЕЦБ)), а также об объеме таких полномочий. Отдельное от других стран ЕС регулирование банковского сектора еврозоны может ‘ликвидировать’ единый финансовый рынок Европы, разделив его на две части – собственно валютный блок и остальные государства.

Образование наделенного значительными властными полномочиями банковского регулятора в еврозоне является одним из наиболее значительных шагов к усилению экономической интеграции внутри валютного блока. Данная мера была одним из условий, выдвинутых Германией в обмен на согласие на прямую рекапитализацию проблемных банков без первоначального выделения средств правительствам стран, в которых расположены эти финансовые институты.

Рекапитализация банков в обход национальных правительств направлена в первую очередь на поддержку Испании, поскольку усилились опасения, что попытки этой страны поддержать собственную банковскую систему приведут к чрезмерному увеличению ее долговой нагрузки.

‘Существует давление на все стороны, заставляющее решать вопросы сравнительно быстро’, – заявил финансовый чиновник в еврозоне, пожелавший остаться неназванным. Он добавил при этом, что при наиболее благоприятном развитии событий создание нового института займет от 9 до 12 месяцев.

Лидеры европейских стран достаточно прямо намекнули, что функции банковского регулятора могут быть переданы ЕЦБ. По их оценкам, такой вариант позволит избежать изменения фундаментальных договоров о Евросоюзе, которые несут высокие риски и связаны с огромными затратами времени и ресурсов.

Однако окончательное решение еще только предстоит принять. Некоторые члены Европейской комиссии, которая играет важную роль в разработке плана, сомневаются в целесообразности передачи новых полномочий ЕЦБ, отметил аналитик Eurasia Group Муджтаба Рахман. Даже среди представителей ЦБ еврозоны нет общей точки зрения на то, соответствует ли роль банковского регулятора задачам ЕЦБ.

Те, кто поддерживает данное предложение, а среди них, в частности, вице-президент ЕЦБ Витор Констансиу, заявляют, что ЦБ еврозоны уже располагает ресурсами и инфраструктурой, чтобы обеспечить должное выполнение этих функций. В пример эта группа приводит 14 из 17 национальных центробанков еврозоны, которые имеют полномочия контроля и надзора над банковской системой, обеспечивающие им более глубокое понимание ситуации.

Но скептики, лагерь которых возглавляет германский ЦБ, опасаются, что надзор над банками осложнит выполнение ЦБ еврозоны своей первичной функции – сохранения ценовой стабильности. Бундесбанк, который контролирует банковскую систему Германии совместно с регулятором BaFin, видит потенциальный конфликт между обеспечением банковского надзора и реализацией денежно-кредитной политики, отметил информированный источник WSJ.

Другим важным вопросом является то, надзор за какими банками будет осуществлять новый орган. Значительное число экспертов считает, что он должен регулировать только деятельность ‘системообразующих’ банков – тех, которые достаточно значительны, чтобы оказывать влияние на банковскую систему еврозоны в целом. ‘Нелепо, если еврозона возьмет на себя ответственность за бизнес тысяч банков’, – заявил советник Европейской комиссии по финансовым вопросам Грэм Бишоп.

Наиболее вероятно, что переход контроля над кредитными организациями от национальных центробанков к ЕЦБ будет постепенным и начнется с крупных банков, подчеркивают высокопоставленные источники WSJ.

‘На первом этапе ЕЦБ сконцентрируется на системообразующих и международных банках’, – высказал мнение Г.Бишоп, при этом указав на то, что точное значение термина ‘системообразующий’ пока не определено.

‘Иногда оно будет определяться применительно к данному конкретному случаю’, – сказал он, приведя в пример Bankia и другие испанские банки, проблемы которых вынудили Мадрид запросить 100 млрд евро помощи у властей еврозоны.

Помимо этого, неясно, как новый регулятор будет взаимодействовать с банками тех стран ЕС, которые не используют евро. Целый ряд других не менее значительных вопросов относительно функций нового института в настоящее время также не имеет точных ответов.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *