Нежданная забота: Топ-7 новшеств нового закона о занятости

На прошлой неделе парламент принял правительственный закон о занятости населения, который содержит целый ряд новшеств.


В случае подписания документ принесет выгоду скорее соискателям, чем работодателям, уверены эксперты. Если, конечно, он не останется пустой декларацией.

Нежданная забота

В четверг, 5 июля, Верховная Рада приняла закон «О занятости населения». Этот шаг позволит усилить социальную защиту и расширить возможности для трудоустройства, считает один из авторов проекта, министр социальной политики Сергей Тигипко. Однако еще на стадии рассмотрения документа эксперты рынка труда отмечали его популистский характер.

Согласно пояснительной записке, закон призван решить проблему теневой занятости, безработицы (число экономически неактивного населения трудоспособного возраста Кабмин оценивает почти в 8 млн.), низкого качества рабочей силы, а также низкого уровня предпринимательской активности.

Чтобы стимулировать занятость, авторы проекта предлагают действовать по трем основным направлениям. Первое – это льготы для работодателей, трудоустраивающих так называемых «неконкурентных» соискателей (студентов, которые ищут первое место работы, соискателей старше 50 лет и так далее). Второе направление – бесплатное обучение и переквалификация. И последнее направление – улучшение инвестиционного климата в регионах и повышение предпринимательской активности. Но самые горячие споры вызвало требование «обезличить» вакансии.

Редакция составила перечень главных новшеств документа:

1. Вакансии «без лица». Закон регулирует деятельность кадровых и рекрутинговых агентств. Так, им запрещают взимать плату за услуги по трудоустройству с граждан (только с компаний-работодателей). Кроме того, запрещается гендерная, возрастная и какая-либо иная дискриминация при публикации вакансий.

Запрет на указание в вакансиях ограничений по возрасту, полу, то есть «обезличивание» вакансий – вопрос достаточно спорный, считает руководитель департамента работы с персоналом группы компаний ЛИГА Ольга Сахнюк. Существуют вакансии, на которые крайне предпочтительно взять, к примеру, женщину. И если в объявлении этого не указать, придется просматривать огромное количество не подходящих резюме.

«Или взять возрастной ценз – есть вакансии, на которых людям «за 50? уже просто физически тяжело работать. Да, в законе есть достаточно неопределенная формулировка об «исключительных случаях», когда допускается указание «определенной категории граждан», которые подходят на эту работу, но что это за «определенная категория граждан» – в законе не определяется», – отмечает она.

Хорошо уже то, что на категорию персонала после 45 лет вообще обратили внимание, добавляет директор рекрутингового агентства Smart Solutions Татьяна Никитович. «Все говорят о том, как трудно найти работу молодежи, но никто не говорит, что квалифицированному работнику после 45-ти работу найти, возможно, еще сложнее», – говорит эксперт.

Но на практике обойти эту норму закона нетрудно, признается Никитович. Работодатель может под предлогом наплыва претендентов устроить кастинг среди кандидатов и взять нужного ему работника.

Рекрутинговые агентства все равно будут искать тех кандидатов, которые им нужны, фильтруя кандидатов по резюме, соглашается Ольга Сахнюк. При этом ответственность за нарушения предусматривается только в виде штрафов, а механизм контроля и полномочия в законе четко не определены.

2. Квота на прием «неконкурентных» граждан. Если раньше работодателей обязывали трудоустраивать только инвалидов, то теперь к ним добавили еще шесть категорий, в их числе: дети-сироты, лица, воспитывающие детей до 6 лет, лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения и т.д. И таких сотрудников в компании со штатом от 20 человек должно быть не менее 5%.

Для маленькой компании взять 1-2 человек – это не проблема, а вот для компании со штатом в несколько тысяч человек найти 100-150 таких соискателей может быть проблемой, отмечает Ольга Сахнюк.

«Кроме того, если нам ставятся запреты на указание в объявлениях о вакансиях уточняющей информации о кандидатах и выделять какие-либо группы лиц, тогда как тогда искать эти категории граждан?», – отмечает специалист по кадровому делопроизводству группы компаний ЛИГА Елена Кадыева.

Еще один спорный момент – льготы, предоставляемые работодателю, трудоустраивающему вышеперечисленных лиц при направлении их Государственным центром занятости. Напомним, законом предусматривается временная компенсация расходов на оплату социальных взносов. Рекрутеры сомневаются в качестве кандидатов, предлагаемых центром занятости. Не исключено, что такие сотрудники будут выгодны предприятию лишь в качестве «галочки» для получения льгот, на практике это будут только лишние отчеты и головная боль, добавляет Ольга Сахнюк.

3. Льготы за выплату трех «минималок». Статья 26 закона предусматривает льготы для работодателя, который в течение года обеспечивал создание новых рабочих мест, трудоустраивал на них работников и платил каждому из них не менее трех минимальных зарплат в месяц. В таком случае работодатель имеет право платить в течение следующего года единый взнос на госстрах на 50% меньше за каждого трудоустроенного.

Но такой стимул не очень привлекает работодателей. «К примеру, выплачивая сотрудникам по три «минималки» (сейчас это 1102 грн. х 3 = 3306 грн.) предприятие платит единый взнос 36,7% или 1213,3 грн. Значит в следующем году вы получите льготу в размере 606,65 грн. на каждого сотрудника. Что при средней зарплате по стране в 3015 грн. и условии невозможности уменьшения штатной численности работников или фонда оплаты труда является достаточно сомнительной выгодой», – отмечает Елена Кадыева.

Кроме того, порядка возмещения этих средств пока нет – его должен разработать Кабмин, а следовательно велика вероятность появления в этой процедуре целого ряда всевозможных «но» и «если».

«Не следует забывать, что на эти льготы идут бюджетные деньги, а следовательно на предприятие может прийти проверка, и за копеечную оплошность в документации можно получить массу проблем, – добавляет Сахнюк. – Поэтому, учитывая соотношение выгод и рисков, скорее всего эта норма работать не будет».

4. Учеба после 45. Если закон будет подписан и вступит в силу, лица старше 45 лет (страховой стаж больше 15 лет) получат право на бесплатную смену квалификации, Через центр занятости они смогут получить единовременный сертификат для оплаты обучения.

Сумма этого сертификата – порядка 11 тыс.грн., что позволяет выучиться и получить актуальную на рынке труда профессию, отмечает Ольга Сахнюк. Это большой плюс, ведь людям старше 45 сегодня зачастую не хватает квалификации для трудоустройства и они становятся невостребованными на рынке труда.

По мнению Татьяны Никитович, эта норма является весьма спорной. «Что касается самой идеи бесплатной выдачи ваучеров, то надо понимать, что массовая ваучеризация потребует увеличения налогового давления на бизнес, т.к. потребует миллиардных затрат из бюджета», – говорит она.

Такая инициатива сможет стимулировать спрос на образовательные услуги, но никак не на качество переподготовки, считает Никитович. «Кто будет заниматься переподготовкой безработных? Госслужба занятости? А кто будет осуществлять контроль за качеством обучения?», – задается вопросом эксперт.

5. Бизнес за казенный счет. Еще один плюс – соискателям, ставшим на учет в центре занятости, предлагается помощь в организации собственного дела. Сегодня такая программа уже действует в нескольких регионах. После написания бизнес-плана и обучения основам предпринимательства, участник программы может получить деньги на бизнес.

По словам Елены Кадыевой, в регионах, где до принятия закона это практиковалось в качестве эксперимента, сумма «подъемных» составляла до 30 тыс.грн. «Могу отметить, что эта практика работает, и многие уже воспользовались такой возможностью. Да, в крупный и даже в средний бизнес при этом сразу не войдешь, но для частного предпринимателя это – реальный шанс. Особенно это актуально для женщин, которые с этой помощью могут создать свою парикмахерскую или косметический салон, начать производить популярную сегодня hand-made продукцию. Или для граждан, желающих заняться народными промыслами или услугами в сфере «зеленого» туризма», – констатирует Елена Кадыева.

Но деньги на бизнес будут выделяться из госбюджета, поэтому предугадать, как эти средства на самом деле будут распределяться, довольно трудно, добавляет Сахнюк.

6. Стажировка со стажем. Для студентов дневной формы обучения в вузах и ПТУ будет внедрена стажировка с открытием трудовой книжки. На практике это означает, что стажировка студента будет вноситься в трудовую книжку как стаж, поясняет Татьяна Никитович. Сейчас трудовая книжка выписывается только штатным сотрудникам, которые получают официальную зарплату.

«Нюанс заключается в том, что запись о стажировке в трудовой книжке не гарантирует решения проблемы трудоустройства молодежи», – добавляет рекрутер.

7. Студентов – в села. Молодые специалисты, заключающие контракт на работу в сельской местности, получат стартовые выплаты в размере пяти минимальных заработных плат. В Кабмине считают, что эта мера позволит привлечь молодежь в села.

Кроме того, чтобы улучшить инвестклимат в регионах, отчисления от налога на доход физлиц в местные бюджеты сел, поселков и городов районного значения предлагается увеличить с 25% до 100%.

Закон «для народа»

В целом, по мнению HR-специалистов, закон направлен на защиту интересов граждан – на стимулирование их самостоятельности в трудоустройстве и увеличение льгот. «Полезен ли закон для работодателей – сложно говорить. Думаю, что в меньшей степени, чем для граждан», – отмечает Ольга Сахнюк.

Принятый закон призван урегулировать нестабильный и несколько хаотичный рынок труда, уверен генеральный директор рекрутинговой компании Acumen International Николай Ганжа. «В особенности нововведения коснуться работодателей, которые ранее самостоятельно устанавливали «правила игры» на рынке. Почему-то тенденции рынка до этих пор очень часто касались не опыта, успешных проектов и заслуг кандидата, а его возраста. Думаю, что новый закон поможет «привести в чувство» некоторых работодателей и уменьшить количество соискателей, находящихся в поиске», – отмечает он.

В целом закон неплох, но пока нет полного понимания механизма его внедрения, добавляет Татьяна Никитович. «Возьмем, к примеру, норму законопроекта о снижении налогов за создание рабочих мест. Если наша компания трудоустроит 10 человек из центра занятости, как нам посчитать льготы, которые мы получим? Кого мы должны ставить в известность о приеме на работу новых сотрудников?», – задается вопросом эксперт.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *