Госпотребинспекция: отдельный закон о защите прав потребителей финуслуг не нужен

После начала мирового финансово-экономического кризиса в 2007—2008 годах, лопания многочисленных финансовых пузырей и разрушения пирамид, а также выявления многочисленных злоупотреблений в сфере взаимоотношений финансовых учреждений и их клиентов вопросы повышения финансовой грамотности населения и защиты потребителей финансовых услуг приобретают все большую актуальность во многих, в том числе и ранее считавшихся благополучными в этом отношении, странах.


Не обходят эти процессы стороной и Украину. На днях представители Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей заявили о намерении ведомства значительно активизировать свои усилия по повышению финансовой грамотности украинских потребителей. За дополнительными разъяснениями по этому поводу ZN.UA обратилось к главе ведомства Сергею ОРЕХОВУ.

— Госпотребинспекция объявила о намерении заняться ликвидацией финансовой безграмотности в Украине. Этого достаточно, или вы собираетесь все-таки еще как-то защищать права потребителей финансовых услуг?

— Госпотребинспекция уже сегодня занимается защитой прав потребителей финуслуг. Наши специалисты работают по жалобам из регионов на недобросовестную, обманчивую рекламу банковских услуг, на предоставление потребителю банками некачественных услуг, на нарушения при оформлении и сопровождении потребительских кредитов. В принципе работа по защите прав потребителей финансовых услуг имеет свою специфику, однако в целом это все происходит в контексте защиты прав потребителей нашей страны.

Мы сейчас в рамках имеющихся возможностей выделяем в региональных инспекциях по одному-два специалиста для работы в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Будем проводить для них соответствующие мероприятия по повышению квалификации, с участием специалистов-экспертов в финансовой сфере.

— Какую долю в обращениях в Госпотребинспекцию сегодня составляют жалобы потребителей финуслуг?

— В последнее время увеличивается количество обращений потребителей в Госпотребинспекцию по вопросам защиты их прав в финансовых учреждениях. Это связанно с распространяющейся в СМИ информацией о том, что мы занимаем активную позицию в вопросах защиты прав потребителей финансовых услуг. Поэтому доля обращений к нам от потребителей финуслуг будет становиться все весомее. Например, у российского Роспотребнадзора более 30% его деятельности направлено именно на защиту прав потребителей финуслуг, а это весьма значительные объемы обращений.

— На ваш взгляд, нужен ли в Украине отдельный закон о защите прав потребителей финуслуг, или достаточно дополнить рядом статей имеющийся Закон Украины «О защите прав потребителей»?

— Думаю, нет необходимости в отдельном законе о защите прав потребителей финуслуг. Имеющийся Закон Украины «О защите прав потребителей» в достаточной мере гарантирует защиту всем потребителям, в том числе и потребителям финансовых услуг. Естественно, он нуждается в некоторой доработке и корректировке в этом плане, но идеальных законов в природе не существует, об этом говорили еще в Древнем Риме!

— Нужен ли отдельный орган по защите прав потребителей финуслуг, или Госпотребинспекции будет достаточно доукомплектации штата?

— Я категорически против создания каких-либо дополнительных органов по защите прав потребителей. Мы являемся центральным органом государственной власти в вопросах защиты прав потребителей, в том числе и потребителей финуслуг. Создание нового органа по защите прав потребителей финуслуг не приведет к мгновенным кардинальным изменениям в вопросе защиты потребителей финуслуг. А вот затраты государственного бюджета при этом возрастут. А зачем сейчас нашей государственной казне значительные дополнительные расходы? Лучше отправить эти средства на воплощение в жизнь социальных программ президента.

— Какую роль вы отводите взаимодействию Госпотребинспекции и общественности в процессе построения системы защиты прав потребителей финуслуг?

— Сегодня в каждом направлении деятельности госорганов очень важна поддержка общественности, в том числе и в вопросах защиты прав потребителей финуслуг. Только широкая общественность в состоянии взять под контроль качество услуг, предоставляемых потребителям всеми участниками финансового рынка. Кроме того, на общественных началах мы привлекаем для постоянных консультаций специалистов финансового рынка. И поверьте, такая поддержка для нас просто неоценима.

— Насколько важен вопрос ликвидации финансовой безграмотности потребителей в Украине и стоит ли возлагать решение этого вопроса исключительно на государственные органы?

— Большинство вопросов и проблем для потребителя как раз и возникают из-за очень низкого уровня их грамотности и осведомленности. Это относится и к финансовым услугам. К сожалению, за все годы существования независимой Украины не было выпущено ни одного пособия или брошюры по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Наш потребитель лучше знает, что делать и куда обращаться в случае нарушения его прав в магазинах, ресторанах, на заправках и т.д. Только одно исключение существует из этого правила — финансовые учреждения. И это неправильно. Ведь если потребитель из-за своей безграмотности лишится собственных сбережений, ему, по большому счету, будет все равно, какого качества в магазинах мясо или рыба, так как он будет сидеть на хлебе с водой. Поэтому мы осознаем, какая на Госпотребинспекции лежит ответственность, и в ближайшее время потребители финуслуг почувствуют значительные подвижки в сторону улучшения в вопросах защиты своих прав.
 
Андрей Алексеев

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *