Правительство поможет отмыванию

Чтобы сократить бюджетный дефицит, Минфин готов закрыть глаза на происхождение привлекаемых средств.


Уже с осени Минфин планирует начать занимать валюту у обывателей, чтобы профинансировать бюджетный дефицит. По словам директора департамента долговой и международной финансовой политики Министерства финансов Галины Пахачук, с помощью валютных казначейских обязательств (ВКО) для физлиц правительство хочет собрать $200–300 млн. Номинал этих бумаг составит $500, срок обращения — два года. Приобрести их можно будет в банках, выплату процентов получать раз в полгода. С доходностью казначейских обязательств Минфин еще не определился. Но предположительно она будет равна доходности стандартных выпусков размещаемых среди банков валютных ОВГЗ. На данный момент она составляет 9,3% (для сравнения: максимальная доходность по годовым банковским депозитам в долларах сейчас не превышает 7,8–8% годовых). По подсчетам представителей Минфина, размер среднего валютного депозита в банках составляет $3 тыс. Это значит, что среднестатистический украинец может себе позволить купить шесть казначейских сертификатов.

Интерес Минфина к валютным накоплениям граждан вполне закономерен. С осени 2012 года Украине придется ежеквартально выплачивать по внешним долгам около $1 млрд. В то же время иного источника валюты, кроме резервов НБУ, у государства сейчас нет. «Объем наличной иностранной валюты, накопленной вне банковской системы, достиг на конец 2011 года $80 млрд. Это чуть меньше 50% ВВП, произведенного в 2011-м. Даже если предположить, что лишь 20% этой суммы, то есть $16 млрд., находится на руках у населения в наличной форме, потенциал внутреннего рынка выглядит очень внушительно», — отмечает главный экономист Dragon Capital Елена Белан.

Запланированная на осень эмиссия казначейских обязательств — не первая попытка правительства залезть к гражданам в карман. В 2009 году Ощадбанк уже пытался размещать на рынке гривневые казначейские обязательства с доходностью 16% на сумму 200 млн. грн. «Но на тот момент такая доходность была неконкурентоспособной по сравнению с обычными банковскими вкладами, ставки по которым достигали 21–23% годовых. Это и стало основной причиной низкой популярности выпущенных бумаг. Скорее всего, новый выпуск будет более успешным. Прежде всего потому, что на сей раз речь идет о валютных ОВГЗ», — прогнозирует заместитель председателя правления Банка Национальный кредит Людмила Мищук.

Но и новый инструмент едва ли будет пользоваться ажиотажным спросом. Граждан, привыкших размещать деньги на 6–12-месячных депозитах, отпугнет слишком длинный срок обращения бумаг. Кроме того, если банковский вклад в случае необходимости можно забрать досрочно, то с облигациями такой фокус не пройдет. «Их можно будет продать, но не понятно — по какой цене и кому? Как следствие, инвестирование в облигации может закончиться получением убытка, что невозможно в случае с размещением вклада. Поэтому госбумаги не смогут конкурировать с депозитами даже при сравнимых уровнях доходности», — убежден трейдер ИК «Тройка Диалог Украина» Дмитрий Сидоров.

Финансисты считают, что в этом году правительству не удастся выудить у украинцев значительные суммы. «Потребуется несколько месяцев, чтобы запустить процесс. До конца года правительство сможет привлечь не более $5 млн. Основная доля валютных сбережений населения будет попадать в казну через схему «депозиты — валютные ОВГЗ», — прогнозирует аналитик Concord Capital Виталий Ваврищук. В отличие от рядовых украинцев банкиры довольно активно инвестируют в валютные госбумаги. Они тратят на их покупку вклады граждан в СКВ и неплохо зарабатывают на этом. Средняя доходность валютных ОВГЗ — 9–9,55% годовых. Поэтому, инвестируя в них вклады физлиц, привлеченные под 6–8%, банки получают 1–3,55% годовых с минимальным риском. С конца прошлого года Минфин успел привлечь через этот инструмент почти $3 млрд., что составляет 12,5% общей суммы внутреннего государственного долга на конец мая. Эксперты допускают, что казначейским обязательствам в валюте может быть найдено и другое применение. Госбумаги для физических лиц, выпущенные в документарной форме, будут не именными, а на предъявителя. Поэтому они целиком могут быть использованы для не вполне законных манипуляций. «Такие бумаги будут пользоваться спросом, но в основном для других операций, не ориентированных на накопление и инвестирование. Облигации могут выступать средством платежа, их можно передавать третьим лицам. Кроме того, их можно купить на достаточно большую сумму. Поэтому в дальнейшем обращении они могут быть использованы для легализации доходов, полученных преступным путем», — подчеркивает Дмитрий Сидоров.

ТАТЬЯНА ПИСЬМЕННАЯ, Комментарии

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *