Оффшоры: что о них знают, а чего не знают украинцы?

Говоря об оффшорных зонах, большинство украинских бизнесменов подразумевает зоны, свободные от налогообложения. На самом же деле возможности оффшоров значительно шире.


‘Дело’ совместно с международной юридической компанией Campio Group начинает серию статей, с помощью которых мы надеемся научить украинский бизнес пользоваться оффшорами, не нарушая при этом норм украинского законодательства

Добро пожаловать в оффшоры

‘Мне нужно было обезопасить свой бизнес от возможного недружественного поглощения. В качестве меры предосторожности была выбрана реструктуризация корпоративных прав — вертикальная схема, где главным собственником является компания, зарегистрированная на Кипре’, — рассказывает на условиях анонимности Дмитрий, владелец одного из украинских сахарных заводов.

Суть схемы заключается в том, что номинальным собственником завода стал юрист кипрской юридической компании с кипрским гражданством. Его имя официально ‘светится’ во всех государственных реестрах и налоговых органах, хотя фактическим собственником остается все тот же Дмитрий. Просто между ними была подписана трастовая декларация об отказе от прав собственности в пользу последнего. Такая декларация не регистрируется в госреестрах, и Дмитрий, таким образом, сохраняет право владения бизнесом, избегая при этом огласки и публичности.

Такие ситуации, увы, довольно типичны для украинского бизнеса. Если уйти от коррупции в нашей стране невозможно, то соорудить защитный барьер от рейдерства или налогового пресса — реальнее. В этих целях весьма эффективным инструментом зарекомендовали себя оффшоры (регистрация компании в зарубежных юрисдикциях). За примерами далеко ходить не надо — возьмите любую украинскую финансово-промышленную группу, и увидите, что корнями она уходит куда-то на Кипр или Виргинские острова.

Ломаем стереотипы

Знания многих украинских предпринимателей об офшорах остаются очень ограниченными. Есть общее мнение о том, что это просто способ оптимизации налогообложения. Но это определение верно только отчасти. На самом деле понятие оффшоров и предлагаемые ими возможности ведения бизнеса — куда шире.

Офшорная зона — это государство или его часть, на которой компаниям-нерезидентам предлагается особый режим регистрации и деятельности. Это, к примеру, Сейшелы, Белиз, Панама и некоторые другие страны. А вот, кстати, Кипр, который мы уже упоминали, оффшорной зоной не является, как бы удивительно это ни звучало для многих. Фактически Кипр — это просто низконалоговая юрисдикция. В этот же ряд можно поставить Гибралтар, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Новую Зеландию.

Различия между оффшорами и низконалоговыми юрисдикциями объясняет партнер Campio Group Денис Осипенко. ‘Оффшорная юрисдикция — это территория, где законом предусмотрено отсутствие налогового бремени. То есть компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, вообще не платит налоги, если соблюдает определенные условия (например, не ведет хозяйственную деятельность на этой территории), — говорит эксперт. — Что касается низконалоговых юрисдикций, то это территории, где создана благоприятная атмосфера для развития бизнеса с действующими более низкими налогами, нежели в большинстве других стран мира’.

Изучаем преимущества

В большинстве случаев оффшорные зоны используются для оптимизации налогообложения. Налоговое бремя облегчается за счет того, что именно через оффшорные предприятия пропускают основные финансовые потоки и именно на их счетах остается часть прибыли. Украинские бизнесмены на оффшорную фирму часто регистрируют права на движимое и недвижимое имущество (в том числе объекты интеллектуальной собственности), а доходы от владения ими выводят за рубеж.

Еще один способ использования оффшоров — защита корпоративных прав, как это было в описанном выше случае с сахарным заводом. В условиях постоянной политической нестабильности в Украине сложно прогнозировать действия власти в отношении того или иного бизнеса. И если вы попали к кому-то в ‘немилость’, то уж лучше заранее заручиться поддержкой иностранной юрисдикции и обеспечить конфиденциальное владение бизнесом.

Ко всему прочему оффшоры значительно облегчают внешнеэкономическую деятельность, так как позволяют избежать противоречивых и непостоянных норм украинского законодательства. По причине последнего многие китайские компании предпочитают работать не напрямую с украинскими, а опосредованно — через Гонконг. Более охотно идут на сотрудничество и европейские фирмы, если у них есть возможность поставлять продукцию на кипрские или английские компании, принадлежащие украинцам.

Также среди преимуществ использования украинцами оффшоров и других иностранных компаний стоит отметить еще и возможность кредитоваться в иностранных банках и кредитовать связанных юрлиц в Украине. Стоимость таких займов, безусловно, будет в разы меньше того, что предлагают украинские банки.

А не придут ли ‘маски-шоу’?

В принципе, любая деловая активность за рубежом (и в оффшорах, и в других странах), будь то создание юрлица, торговая операция или использование счетов в иностранных банках, регулируется целым набором законодательных актов и постановлений НБУ. Валютное регулирование в Украине далеко от совершенства, и главным препятствием здесь является запутанная и сложная процедура получения лицензий от Нацбанка.

Так, к примеру, вам может потребоваться лицензия на размещение резидентами валютных ценностей на счетах за пределами Украины физическими и юридическими лицами Украины. Или же лицензия на перевод иностранной валюты за пределы Украины с целью осуществления инвестиций за границу. Государство в принципе не скрывает, что не очень хочет выпускать вас из виду.

Однако получить эти лицензии абсолютно реально, а главное — соблюдать местные законы страны и знать о нормах международных конвенций, регулирующих деятельность нерезидентов в различных юрисдикциях. ‘Если вы в своей деятельности не нарушаете международных норм, законов и условий договоров, то законного повода интересоваться вами у соответствующих органов не должно быть’, — утверждает Денис Осипенко.

Какова конкретно процедура получения вышеперечисленных документов, как работать с иностранными банками, как найти надежного партнера за границей и о других тонкостях ведения бизнеса в оффшорных зонах ‘Дело’ будет писать в течение ближайших двух месяцев в рамках своего нового проекта ‘Острова финансовой свободы’. Кроме того, на странице проекта каждый желающий сможет задать свои вопросы партнеру проекта, юридической компании Campio Group.

Олег Сорочан

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *