Особенности ценовой политики "Привата" не оставляют его украинским заводам шансов на прибыльность

По итогам 2012 г., как ожидается, поступления украинских ферросплавных предприятий от экспорта своей продукции приблизятся к отметке $900 млн. Но производители готовятся задекларировать многомиллионные убытки. Причина этого кроется в особенностях сбытовой политики группы ‘Приват’, монополизировавшей отечественный рынок ферросплавов и марганцевой руды.

На внешние рынки ее товар отгружается аффилированным оффшорам по заниженным ценам, а сырье из-за границы на украинские предприятия, наоборот, завозят по стоимости, на порядок превышающей рыночную.

Торговля под напряжением

По данным Госстата, по итогам семи месяцев 2012 г. экспорт ферросплавов из Украины превысил 470 тыс. т на $558 млн. Львиную долю этих поступлений обеспечила отгрузка на внешние рынки марганцевых сплавов. Прежде всего ферросиликомарганца, которого отечественные поставщики отгрузили почти 330 тыс. т на $290 млн. По сравнению с январем–июлем 2011 г. объемы экспорта ферросплавов незначительно сократились — на 9% в денежном выражении. Более существенно за это же время упал импорт данной продукции в нашу страну — почти на 25% (за семь месяцев 2012 г. в Украину было ввезено 104 тыс. т ферросплавов на $248 млн).

Такое положение по идее должно было бы удовлетворить наши предприятия и прежде всего ‘большую ферросплавную тройку’: Никопольский, Запорожский и Стахановский заводы ферросплавов. Они, как уже сообщала ‘ДС’, являются монопольными производителями марганцевых ферросплавов в Украине и контролируются группой ‘Приват’ Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.

В сферу их влияния входят также два монопольных производителя марганцевой руды, которая используется в ферросплавном производстве: Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи. Однако с начала года предприятия ‘Привата’ не устают сообщать о том, что из-за засилья продукции иностранных конкурентов, а также высоких цен на электроэнергию они погрязли в убытках и находятся на грани закрытия.

Для борьбы с импортерами ‘Приват’ не стал изобретать велосипед и попытался добиться ограничений на ввоз иностранной продукции. Для этого еще в феврале 2010 г. Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА), главой совета директоров которой является руководитель подконтрольного ‘Привату’ Запорожского завода ферросплавов Павел Кравченко, добилась начала расследования против поставок ферромарганца независимо от страны происхождения.

Однако в декабре того же года Министерство экономического развития и торговли пришло к выводу, что ввоз ферросплавов не нанес значительного ущерба нашим производителям. В прошлом году УкрФА инициировала новое расследование, параллельно начав демонстративно приостанавливать производство и сокращать рабочих.

Однако и это начинание не увенчалось успехом: Минэкономразвития уже на предварительном этапе пришло к выводу, что прямой связи между ростом импорта и убытками отечественных предприятий нет, и не стало запускать повторное расследование. Попытки ассоциации оспорить этот вердикт в судах не увенчались успехом — в начале текущего года Окружной административный суд Киева вынес решение: заявление УкрФА было отклонено законно. А в конце августа этот вердикт оставил в силе Высший административный суд.

Осознав, что поддержкой властей для закрытия украинского рынка от иностранных конкурентов ему не заручиться, ‘Приват’ активизировал усилия на другом фронте. В сентябре Запорожский и Стахановский заводы ферросплавов объявили о намерении 15 октября одновременно остановить производство из-за высокой цены на электроэнергию, а также пригрозили ‘социальными взрывами’ в своих регионах.

Чиновников накануне парламентских выборов такие планы, разумеется, не обрадовали, и в сентябре Кабмин создал специальную межведомственную комиссию во главе с первым вице-премьером Валерием Хорошковским, которой была поставлена задача до середины октября разобраться в ситуации.

privat_shema_ruda

‘Приватное’ обслуживание

Главным аргументом для снижения цен на электроэнергию (ферросплавщики заявили о желании добиться ее уменьшения на 30%, до $60 за 1 МВт) предприятия ‘Привата’ назвали убыточность производства из-за высокой доли тока в себестоимости продукции. Например, у Стахановского завода ферросплавов, по сведениям местных властей, она сейчас достигает 70%. При этом ни одно из предприятий ‘большой тройки’ не посчитало нужным осветить другой аспект своей деятельности, который прямо влияет на их финансовую устойчивость, — ценовую политику. А она более чем любопытна.

Практически весь объем продукции, которую предприятия ‘Привата’ отправляют на экспорт, уходит в адрес дружественных данной группе оффшоров. Например, Никопольский ферросплавный завод поставляет ферросиликомарганец белизской компании Locken Corporation. Прописанная в этой же экзотической стране с льготным режимом налогообложения фирма Glowston Products закупает аналогичный товар у Стахановского завода ферросплавов.

А Запорожский завод ферросплавов отгружает свою продукцию зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании Arran Continental. В этом же русле работают и уже упомянутые Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи. Они отправляют свою руду двум компаниям, зарегистрированным все в том же далеком Белизе: Shumas Enterprises и Jarvis Trading.

Цены, по которым указанные оффшоры закупают ферросплавы и марганцевую руду в Украине, впечатляют. Они почти на 40% ниже рыночных. За счет этого украинские предприятия уже с начала года недополучили почти $200 млн валютной выручки, которая осела у посредников-островитян. Проверить это достаточно легко: по данным Госслужбы статистики, средняя цена ферросиликомарганца, отгруженного из Украины во все страны, составляла в нынешнем году $880/т. А цена этой же продукции, отправленной заводами ‘Привата’ в Беларусь, законодательство которой исключает использование оффшорных посредников в подобных схемах, достигала $1400/т, или на 40% выше.

Диаметрально противоположная ситуация наблюдается с импортом марганцевой руды. Она везется с иностранных предприятий ‘Привата’ (в основном в Австралии и Гане) в Украину на свои же ферросплавные заводы. А они платят за нее вдвое больше рыночной стоимости. Так, в январе–июле этого года в нашу страну было завезено 380 тыс. т руды на $200 млн (средняя цена — $526/т). Тогда как ее рыночная стоимость не превышала отметку в $250/т. Соответственно, таким нехитрым образом из бюджета ферросплавщиков было вымыто с начала года еще почти $100 млн.

Ведя бизнес подобным образом, ‘Приват’ оставляет свои предприятия в Украине на голодном пайке, не вкладывая деньги в их глубинную модернизацию. И чтобы удержать их на плаву в сложившейся ситуации, ‘Приват’ не придумал лучшего выхода, чем заняться фактическим шантажом властей, стремясь за счет государственных дотаций, которые могут измеряться сотнями миллионов гривень, улучшить собственное положение. Хотя в сложившейся ситуации, по сути, никто, кроме собственников ферросплавных заводов, не виноват.

Александр НАКОНЕЧНЫЙ

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *