Президентом утверждена концепция уголовной юстиции и правоохранительных органов

Президент Украины своим указом ввел в действие решения Рады национальной безопасности и обороны Украины от 15 февраля 2008 года «О ходе реформирования системы криминальной юстиции и правоохранительных органов», а также утвердил Концепцию реформирования криминальной юстиции Украины.

 

Целью Концепции реформирования криминальной юстиции Украины является повышение ее эффективности для обеспечения прав и свобод человека. Она должна строиться на таких принципах: верховенство права; гуманизация законодательства в сфере криминальной юстиции; объединение защиты прав лица и обеспечение публичных интересов; неотвратимость ответственности и наказание за уголовно наказанные действия; целостность и законченность (функциональная завершенность) регламентации деятельности субъектов криминальной юстиции; гарантирование права на судебную защиту; обеспечение равенства всех перед законом и процессуального равенства сторон в криминальном проведении; соответствие нормативных актов по вопросам функционирования криминальной юстиции требованиям международных договоров, согласие на обязательность которых предоставленно Верховной Радой Украины.

Концепция направлена на гуманизацию уголовного законодательства путем внесения изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и другие законодательные акты. Предусматривается размежевание уголовных преступлений на преступления и проступки. В первом случае будет предусмотрена уголовная ответственность, во втором – штрафные санкции.

Концепцией вводятся такие новые термины как: обновленное правосудие, уголовные (подсудные) проступки, должностной обвинитель, пробация, процессуальное руководство прокурора, система криминальной юстиции, ювенальная юстиция.

Также предусмотрено, что на криминальные проступки будет распространяться юрисдикция суда, который рассматривает уголовные дела в первой инстанции. С созданием мировых судов дела о совершении криминальных проступков должны быть переданы на их рассмотрение.

Задачами, которые ставит концепция, является окончание процедуры разработки и принятия нового Уголовного процессуального кодекса Украины, что является условием выполнения обязательств, взятых перед Советом Европы.

Документ предусматривает, что в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенциями о защите прав человека и основополагающих свобод, необходимо внести изменения в Конституцию Украины, уменьшив до 48 часов предельный срок задержания лица без решения суда. На период до внесения изменений в Конституцию Украины считать определенный ею 72-часовой срок допустимым лишь в исключительных случаях, во всех других – применять 48-часовой срок.

Все дела о преступлениях в первой инстанции должны рассматриваться местными судами, в системе которых целесообразно выделить отдельные суды, которые будут рассматривать дела об особо тяжких преступлениях и будут функционировать в городах, где есть следственные изоляторы.

Отдельные категории дел, определенные законом, эти суды будут рассматривать при участии присяжных. Должен быть отменен институт направления судом дела на дополнительное расследование.

Требует усовершенствования и процедура пересмотра судебных решений по уголовным делам. Апелляционный пересмотр судебных решений должны осуществлять апелляционные суды в форме полной апелляции. Суды первой инстанции должны быть лишены полномочия определять дальнейшую судьбу апелляционных жалоб. Кассационный порядок пересмотра должен быть гарантирован лишь относительно приговоров по уголовным делам о совершении тяжких и особо тяжких преступлений и относительно приговоров суда присяжных. Также концепция предусматривает реформирование в сфере исполнения судебных решений по уголовным делам.

Определяющими должны стать положения, устанавливающие, что при обращении со всеми лицами, лишенными свободы, необходимо соблюдать права человека. Ограничения, наложенные на лиц, лишенных свободы, должны быть необходимыми и отвечать цели, с которой они налагались. Содержание заключенных в условиях, нарушающих права человека, не может быть оправдано недостатком ресурсов. Пребывание в местах лишения свободы должно быть насколько это возможно приближено к положительным аспектам жизни в обществе. Также предусматривается реформирование органов криминальной юстиции.

В результате реформирования системы органов криминальной юстиции досудебное следствие должно быть возложено на: национальную полицию; финансовую полицию; военную полицию; следственное подразделение Службы безопасности Украины; специально образованный орган досудебного расследования коррупционных правонарушений (антикоррупционный орган).

Концепция предлагает, в процессе реформирования прокуратуры, изменить существующий порядок назначения на должности Генерального прокурора Украины и подчиненных ему прокуроров.

Реализацию государственной политики в сфере правопорядка и борьбы с преступностью должно обеспечивать Министерство внутренних дел Украины. Это Министерство должно стать гражданским органом европейского образца.

Для выполнения предусмотренных законодательством функций и полномочий относительно непосредственного обеспечения общественного порядка, противодействия преступности и проведения досудебного расследования в системе Министерства внутренних дел должен действовать соответствующий орган – национальная полиция.

Президент поручил Кабинету Министров в трехмесячный срок утвердить план мероприятий по реализации Концепции и обеспечивать надлежащее финансирование мероприятий, связанных с выполнением Концепции реформирования криминальной юстиции Украины.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *