Кризис уже пошел по регионам России

То, что на федеральном уровне выглядит, как небольшое и неопасное замедление экономики, в 11 регионах обернулось полноценным кризисом. Предприятия в них получают убытки и снижают выплату налога на прибыль, промпроизводство падает, бюджетная стабильность находится в опасности. Еще несколько регионов, в том числе ‘сильных’ в экономическом отношении, находятся на грани кризиса.

Небольшое и мало кого беспокоящее замедление общероссийских экономических показателей (падение инвестиций и промпроизводства), скрывает за собой распространение признаков явного кризиса во многих регионах и целых федеральных округах.

Российские ‘греции’ и ‘испании’ находятся не только на юге, но и на нефтегазодобывающих ‘северах’ и даже совсем недалеко от Москвы. В некоторых регионах резко падает промпроизводство, снижаются прибыли компаний, региональные и местные бюджеты испытывают проблемы со сбором налогов.

11 российских ‘испаний’

По итогам сентября в 34 российских регионах объем промышленного производства оказался меньше, чем в сентябре прошлого года. Но есть субъекты, где он просто рухнул: в Смоленской области – почти на 15%, в Дагестане – на 14%.

Статистические показатели некоторых регионов в годовом выражении еще спасает рост начала года. Но в 19 субъектах федерации промышленность показала падение и по итогам трех кварталов.

Если данные по промпроизводству в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Туве и Калмыкии традиционно слишком волатильны из-за небольших объемов регистрируемой там экономики, то присутствие в первой десятке по падению производства таких мощнейших ресурсодобывающих территорий, как Сахалин, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа, не может не настораживать.

В 36 регионах совокупная прибыль расположенных на их территории компаний по итогам восьми первых месяцев года снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В таких промышленных регионах, как Вологодская, Липецкая область она упала более чем на 40%; в Красноярском крае, Кемеровской области – на 37-35%.

Уже в 13 регионах экономика фиксирует чистые убытки (отрицательное сальдо между прибылью и убытками всех предприятий). В прошлом году по итогам тех же восьми месяцев таких регионов было всего пять.

Самые большие чистые убытки зафиксированы в нефтедобывающем Ненецком АО – 11,3 млрд руб., в Костромской области – 5,1 млрд руб., Чечне и Забайкальском крае – 3,3 и 3,2 млрд руб. соответственно.

Страдают от этого не только работники убыточных компаний. Социальная напряженность грозит распространиться на бюджетников – налог на прибыль на 80% поступает в бюджеты регионов. Для них он является одним из важнейших источников доходов наряду с налогом на доходы физических лиц. В 2011 году каждый из этих двух налогов на четверть сформировал консолидированные бюджеты всех российских регионов.

По итогам трех кварталов 2012 года в целом по стране сборы налога на прибыль, по данным ФНС, даже в номинальном выражении сократились по сравнению с прошлым годом на 2,3%. Порегиональные данные есть только за восемь месяцев. Они тоже не воодушевляют.

Есть регионы, где налога на прибыль собрано более чем в полтора раза больше, чем за тот же период прошлого года: например, в Калужской области – на 74% больше, в Астраханской – на 68%, в Магаданской области – на 47%.

В 29 регионах ее собрано меньше прошлогоднего в абсолютном выражении.

Так, в Чечне сборы этого налога упали сразу на 46%, на Чукотке – на 44%, в Липецкой области – на 35%, в Вологодской – на 32%.

На четверть меньше собрано этого налога в Санкт-Петербурге. На этом фоне потери московского бюджета кажутся незначительными – всего 5%.

При том, что консолидированный бюджет всех регионов закончил восемь месяцев с профицитом почти в 460 млрд руб. (8,0% доходов), 13 регионов израсходовали больше, чем собрали в казну.

Самый большой перерасход и в абсолютном, и в относительном выражении оказался у Чукотского АО – 4,1 млрд руб. или 47% от доходов.

В Амурской области потратили на 3,9 млрд руб. (11% доходов) больше, чем собрали, в Волгоградской – на 4 млрд (почти 7%), в Нижегородской – 3,7 млрд (около 4% доходной части). Более миллиарда не хватило Рязанской области.

Все эти цифры учитывают в доходах федеральные субсидии. По данным Казначейства, безвозмездные поступления в регионы из других уровней бюджетной системы по итогам восьми месяцев этого года увеличились на 27,5% (на 320 млрд руб.).

Всего шести регионам помощь снизилась, в том числе Приморскому краю на 29%, Чечне – на 9%. Связано это, видимо, с завершением финансирования глобальных федеральных проектов в этих регионах – строительства площадки для проведения саммита АТЭС и восстановления Грозного.

Самую большую прибавку получили в этом году Москва (на 42,0 млрд руб. больше, чем в прошлом), Московская область (+24,5 млрд), Санкт-Петербург (+14,2 млрд), Свердловская область (+11,0 млрд).

Если бы в этом году федеральный центр не увеличил поддержку региональных и муниципальных бюджетов, то дефицитными оказались бы бюджеты 47 субъектов федерации.

В итоге, в 11 регионах России есть почти все признаки полноценного финансово-экономического кризиса: падение промпроизводства, снижение финансовых результатов компаний, бюджетные проблемы.

Особенно тревожно, что среди этих территорий есть не только Чечня, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Чукотка и Тува: эти территории редко когда показывали признаки выхода из кризиса. В списке оказались примыкающие к Китаю Забайкалье и Еврейская АО, а также промышленные Вологодская, Кемеровская и Мурманская области.

Усугубляется ситуация в таких сильных индустриальных регионах как Архангельская, Нижегородская, Челябинская и Тюменская области, Красноярский край. А недобор налога на прибыль накрыл обе столицы страны.

Карта кризиса (расшифровку по номерам см. в таблице ниже)

crisis_Russia1

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов

‘Кризис еще не начался, но уже ясно, что ситуация в одних регионах будет более напряженной, чем в других. Обязательства социального характера, в том числе взятые в рамках последней выборной кампании, у нас распределяются более равномерно, чем экономический или бюджетный потенциал.

Но сравнивать неравномерность в развитии регионов России и стран еврозоны некорректно. Во многих регионах восстановительный рост, наблюдавшийся после кризиса 2009 года, достиг своего потолка. Некоторым регионам просто некуда дальше расти. Для дальнейшего развития им требуется коренная модернизация экономики, чего пока не ожидается.

Хотя в некоторых регионах экономика переживает настоящий бум (35% прироста промпроизводства по итогам девяти месяцев этого года в Воронежской области, почти на 20% в Брянской и Астраханской областях, более чем на 15% – в Липецкой, Тамбовской и Иркутской областях – ‘Финмаркет’). Это просачивается в дальнюю периферию Подмосковья и Ленинградской области позитивное влияние благоприятных 2000-х годов. Позитивное влияние проектов, реализованных в столицах, докатывается по цепочке потребителей до соседних регионов.

Вполне возможно, что такое явление будет работать на минимизацию различий в уровне развития российских регионов’.

Владимир Шишов, Центр исследования бюджетных отношений

‘Бюджеты большинства российских регионов традиционно сильно зависят от трансфертов из федерального бюджета. В этом главное отличие их положения от ситуации в Греции или Испании. На крайний вариант у наших регионов есть федерация, которая не даст им упасть.

Поддержка регионов со стороны федерального центра по межбюджетной части возрастает. Но далеко не по всем трансфертам существуют методики расчета, не понятно, на основании чего определяется их объем для конкретного региона.

У нас были ситуации, когда дотационные субъекты получали поддержку на душу населения меньшую, чем те же нефтяные регионы. Только сейчас начинает выстраиваться система контроля над их целевым использованием в регионах. Ужесточение происходит в плане подотчетности, а не урезания расходов, как в Греции.

Но угроза для ликвидности регионов существует, в том числе в силу растущих бюджетных обязательств. И все большее число регионов задумывается над привлечением заемных источников. Пока долговая нагрузка в наших регионах мизерна, по сравнению с той же Грецией.

Кризисное положение Чечни, Ингушетии или Тувы не является следствием начинающегося экономического спада. Это системная проблема: они как находились в глубоко дотационном режиме всегда, так и остаются. Все промпроизводство там – это единичные предприятия. Частные инвестиции туда просто не идут’.

Борис Копейкин, рейтинговое агентство Standard&Poor’s

‘Экономические показатели российских регионов очень разные: где-то бурный рост, где-то ситуация хуже. Проблемы в наибольшей степени могут затронуть те регионы, где налоговая база очень концентрирована: когда значительная часть налоговых поступлений идет от одного предприятия или отрасли.

Даже Москве примерно десятую часть бюджетных доходов обеспечивает всего одна компания. Есть регионы, где почти половина бюджета – платежи одной компании или отрасли. Соответственно, такие территории сильно зависят даже не от экономической ситуации в стране или мире, а от ухудшения положения в конкретной компании или отрасли. Объемы производства могут быть те же, что и ранее, но продукция подешевела, а сырье – пока нет.

В этом году самый заметный спад налога на прибыль в регионах, зависимых от металлургических производств (по итогам восьми месяцев на треть в Липецкой и Вологодской областях, на 28% в Кемеровской, на 21% в Челябинской областях, на 19% в Красноярском крае и на 17% в Белгородской области – ‘Финмаркет’).

Часть самых богатых регионов была затронута новым законодательством о консолидированных группах налогоплательщиков, в первую очередь Москва и Санкт-Петербург. Несколько лет назад, когда крупные налогоплательщики приходили в Северную столицу, мы в своих отчетах уже говорили, что эти доходы как пришли, так легко могут и уйти’.

Из ноябрьских обзоров системы региональных бюджетов Standard&Poor’s

‘Финансовые показатели региональных и муниципальных бюджетов будут ухудшаться. Около половины регионов исполнят их с текущим дефицитом.

Под разговоры о повышении финансовой автономии регионов федеральное правительство ‘по-прежнему оказывает формальное и неформальное влияние на расходную политику субъектов федерации’.

Примеры – требование уже в 2012 году повысить до средней по региону зарплату учителям, которое появилось в рамках думской предвыборной кампании, и аналогичное обещание повысить зарплаты другим бюджетникам по итогам президентских выборов. ‘При этом условия и порядок федерального софинансирования дополнительных расходных полномочий оговорены не были’.

Расходы на оплату труда и социальные нужды (это одна из самых негибких статей бюджетных расходов) уже в 2012 году превысят 50% текущих расходов регионов.

Ввиду замедления темпов роста мировой экономики ВВП России будет расти весьма умеренно – на уровне 3-4% в год. В связи с этим доходы региональных и муниципальных бюджетов уже сейчас растут медленнее, чем привыкли местные власти.

Из-за роста расходных обязательств по вине федерального правительства текущий профицит региональных консолидированных бюджетов снизится с 8-9% в 2010-2011 годах до 5-7%. Дефицит с учетом капитальных расходов составит 4-6% от доходов.

Возможно, уже в 2013 году в федеральном бюджете потребуется найти до 500 млрд дополнительных рублей (1% ВВП) на финансирование растущих дефицитов субъектовых бюджетов.

Если этого не будет сделано, то с профицитом бюджет 2013 года исполнят не более пятой части российских регионов’.

Данные по кризисным явлениям в регионах

crisis_Russia2

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *