Чему может поучиться Виктор Янукович у африканских президентов

Многие реформы, которые в Украине так и не были доведены до конца, покорились бедным африканским странам. Forbes.ua насчитал семь африканских президентов-реформаторов, с которых Виктору Януковичу стоит взять пример.

Когда в декабре 2010 года на первых демократических выборах в истории независимости Гвинеи президентом страны стал выпускник Сорбонны Альфа Конде, состояние дел он охарактеризовал просто: «Я унаследовал страну, но не государство». Спустя полтора года Всемирный банк называет Гвинею «новой историей успеха» Африки и прочит ей стать лучшей страной для инвестиций в регионе – если Конде продолжит проводить реформы такими же темпами.

Придя к власти, украинский президент Виктор Янукович также много говорил о реформах, но вот с их реализацией у него сложилось не так хорошо. В нынешнем году Украина вошла в топ-реформаторов по версии Doing Business Всемирного банка. Но по сравнению с 2009 годом, когда при власти был другой президент, страна подтянулась в рейтинге всего на 5 позиций. При том, что стартовые возможности у нас намного лучше: ни гражданских войн, ни тяжелых климатических условий, ни неграмотности и ужасающей нищеты населения – хронических болезней африканских стран.

Forbes.ua нашел семь африканских президентов-реформаторов, которым «покорились» реформы, пока оказавшиеся не по зубам украинскому президенту. Среди них трое – главы стран, вошедших в список топ-реформаторов в 2010-2011 годы по версии Всемирного банка (с населением более 1 млн человек). Еще трое смогли быстро и успешно провести одну из реформ, определяющих бизнес-климат (по версии ВБ), а один – создал электронное правительство, причем вышло так хорошо, что его ставят в пример не только другим странам Африки, но и за пределами континента.

У президента Сьерра-Леоне

– на что обращать внимание при проведении налоговой реформы

Когда в сентябре 2007 года президент Сьерра-Леоне Эрнест Бай Корома «унаследовал» это государство, прошло лишь пять лет с окончания гражданской войны. Главное, на что направил свои усилия новый глава государства – это борьба с коррупцией, вывод экономики из тени и привлечение инвестиций. Еще одним важным шагом Коромы стала налоговая реформа.

В 2008-м бизнес в Сьерра-Леоне должен был потратить 612 часов в году, чтобы заплатить все налоги. Часть налогов дублировали друг друга, а общая ставка налогообложения составляла ни много ни мало 235,6% с прибыли. Это было проблемой не только для бизнеса, но и для государства: весь бизнес находился в тени, уровень сбора налогов в стране был одним из самых низких в мире.

Первое, что сделало для решения этой проблемы правительство – это снизило их число: с 54 в 2008 году до 29 в 2011-м, при этом 7 неэффективных налогов на продажи были заменены одним налогом – на товары и услуги.

Это сэкономило бизнесу не только средства, но и время. Количество часов, необходимых для уплаты налогов, снизилось почти вдвое – до 357 (в Украине, даже после улучшений, зафиксированных Всемирным банком в нынешнем году, на это нужно тратить 491 час).

А в 2011 году правительство Сьерра-Леоне снизило общую налоговую ставку до 32,1%. В результате за один год страна поднялась в рейтинге Doing Business по показателю уплаты налогов на 86 позиции – со 160-го на 74-е.

В Украине также есть идеи по сокращению числа налогов, времени, необходимого на их уплату, и снижению размера самого тяжелого для бизнеса, единого социального налога (сейчас его ставка составляет в среднем 36,6%). Но эти шаги не находят поддержки в правительстве. Светлана Воробей, эксперт по налоговым вопросам и советник экс-вице-премьера Сергея Тигипко, говорит, что снижение налогового бремени приведет к резкому падению поступлений в бюджет.

Но пример Сьерра-Леоне показывает, что может быть и не так. После сокращения налогового бремени на бизнес доходы государства не упали, а напротив – повысились: с 2008 по 2011 год поступления от налогов выросли на 40%.

У президента Руанды

– как установить верховенство закона в стране

Поль Кагаме управляет страной скорее как CEO, а не как президент. В первую очередь он думает о том, как обеспечить развитие бизнеса и оградить его от своеволия местных чиновников.

Кагаме, ставшего президентом Руанды в 2000 году, сложно назвать однозначным благом для своей нации. Многие упрекают его в авторитарных методах управления и в военной агрессии против соседней Демократической республики Конго. Но его несомненное достижение – утверждение верховенства закона и прозрачной работы всех институций внутри страны. В 1994 году Руанда «прославилась» на весь мир геноцидом, в результате которого погибло 500 тыс. человек. Кагаме понимает: если уровень жизни населения не будет повышаться, кровопролитие может повториться вновь.

Ни одна африканская страна, вероятно, не сделала для борьбы с коррупцией столько, столько за последние десять лет было сделано в Руанде. Кагаме ужесточил наказания для проворовавшихся чиновников, посадил за решетку нескольких министров, провел реформу судебной системы, создав независимые хозяйственные суды, и развернул масштабную образовательную кампанию, призванную отучить население от дачи взяток.

По мнению Transparency International, уровень коррупции в Руанде сегодня меньший, чем в Италии или Греции. Только с 2008 по 2012 год Руанда поднялась в рейтинге восприятия коррупции, составляемом этой организацией, со 101-го на 50-е место. Украина за тот же период опустилась со 134-го на 144-е место.

В вопросе развития государства у Поля Кагаме есть свой пример – Сингапур. Президент хочет сделать Руанду Сингапуром африканского континента. И борьба с коррупцией – первоочередная, но далеко не единственная мера среди тех, что предпринимает Кагаме.

Среди прочего в Руанде было создано «единое окно», и теперь начать бизнес здесь можно всего за три дня, пройдя всего две процедуры. Это вывело Руанду на 8-е место в мире по легкости открытия бизнеса и на 52-е – в целом по легкости его ведения, по версии Doing Business 2013. Еще в 2009 году она была на 143-м.

У президента Ганы

– как реализовать транспортный потенциал страны

Новый президент Ганы Джон Драмани Махама во многом продолжает хорошие начинания своих предшественников и основоположников демократизации страны – президентов Джона Куфура и Джона Эванса Атта Миллса, умершего в июле 2012 года.

Шаги, предпринятые в свое время Куфуром, помогли Гане повысить свои доходы от транзитного потенциала. Среднее время пересечения государства грузовым транспортом (по маршруту от порта Тема до границы с Буркина-Фасо длиной 818 км) снизилось почти вдвое – с 5 до 3 дней, что значительно уменьшило расходы бизнеса на транспортировку грузов.

Гана взялась за улучшение процессов по оформлению транзитных грузов в 2006 году. До этого при въезде автомобиля с транзитным грузом в страну таможенники должны были опломбировать контейнер – чтобы гарантировать, что груз не будет оставлен в Гане. Или предоставить ему конвой для проезда по территории государства. Медленная и затратная система контроля за такими грузами серьезно осложняла жизнь бизнесу и не давала достаточных поступлений в бюджет. Еще больше усложняла процесс объемная бумажная документация.

Президент Куфур внедрил систему электронного документооборота на таможне и новую, технологичную систему опломбирования грузов, которая гарантировала их неприкосновенность во время поездки. На случай, если пломбы все же срывались, правительство внедрило систему обеспечительных платежей, которые оставались в бюджете. Сегодня Гана – на 74 позиции выше Украины в рейтинге Doing Business, в том числе на 46 – по легкости торговли через границу (пересечению границ грузом). Украина – на 145-м.

У президента и премьер-министра Маврикия

– как выводить бизнес из тени

Успехам Маврикия может позавидовать не только Украина – его можно поставить в пример любой из стран Восточной Европы. Уже несколько лет Маврикий постоянно входит в топ-25 государств по легкости ведения бизнеса и является одной из самых сильных экономик Африканского континента – ВВП по ППС на человека, по данным ЦРУ, здесь вдвое больше, чем в Украине – $15 тыс.

Маврикий – парламентская республика, а потому мастер-класс для украинского президента может дать не столько здешний президент, сколько глава правительства. И премьер Навинчандра Рангулам делает все, чтобы упростить жизнь бизнесу и сделать его общение с госорганами легкими и прозрачными. По легкости ведения бизнеса в рейтинге Doing Business-2013 Маврикий занял невероятную для африканской страны 19-ю ступень. И бизнес отвечает правительству взаимностью.

К примеру, после того как Рангулам второй раз пришел к власти в 2005 году, он поставил задачу увеличить налоговые поступления в бюджет. Но чтобы сделать это, пошел на нестандартный – если мыслить категориями украинских коллег – шаг. В рамках налоговой реформы Рангулам в 2006-м резко снизил ставку корпоративного налога с 25% до 15%. И одновременно уровнял весь бизнес в правах, ликвидировав налоговые льготы для отдельных видов деятельности и отраслей – в том числе льготный период для инвесторов и налоговые каникулы для производственных предприятий.

Это не только повысило прозрачность условий для деятельности компаний, но и облегчило работу сотрудников налоговых служб. Результат не заставил себя долго ждать. В 2007-2008 фискальном году сбор налога на прибыль предприятий вырос на 27%, в следующем году – еще на 65%. Параллельно правительство взялось и за пересмотр бюджетных расходов – для чего взяло на вооружение программно-целевой метод бюджетного планирования и систему управления результатами.

Кроме того, Маврикий нашел свой способ борьбы с зависимостью экономики от экспорта лишь одной культуры. В 1970-х годах, сразу после получения страной независимости, 95% экспорта составлял сахар, а все импортные товары страна безуспешно пыталась вытеснить внутренним производством. Но убедившись в тщетности этих затей, Маврикий либерализовал всю торговлю и сделал ставку не на защиту слабых, а на развитие своих сильных сторон. Прежде всего на развитие высоких технологий и сектора услуг. К 2008 году он обеспечивал уже 72,5% ВВП.

У президентов Либерии и Буркина-Фасо

– как упрощать строительные процедуры

Лауреат Нобелевской премии мира за 2011 год, 74-летняя Элен Джонсон-Серлиф – первая женщина-президент в истории африканских стран. На ее женские плечи легла невероятная ноша: став президентом Либерии в 2005 году, она унаследовала страну, в которой 15 лет, до 2003 года, бушевали гражданские войны, а ВВП на человека составлял $346. Но выпускница Гарварда, бывший министр финансов Либерии и экономист Всемирного банка Элен Джонсон-Серлиф взялась за дело с рьяным упорством. С 2008 года, когда Либерия впервые появилась в рейтинге Doing Business, она поднялась в нем на 21 позицию.

Африканская «железная леди», как называют ее коллеги, пока справляется не со всеми задачами, но некоторые удаются ей очень хорошо. Среди них – налоговая сфера (45-е место в DB-2013) и упрощение процедур, связанных с началом и проведением строительства.

Чтобы упростить строительные процедуры, время, необходимое для получения разрешения на строительство, в Либерии было снижено в 5 раз – с 398 до 75 дней, стоимость процедуры – больше чем в 100 (!) раз. Кроме того, вдвое была снижена стоимость получения разрешения и установки генераторов электроэнергии – с $84 тыс. до $46 тыс. Бизнес голосует за реформы ногами – и правительство Либерии сразу это почувствовало. Число регистраций новых предприятий в стране за три года выросло почти вдвое – с 5,2 тыс. до 9,7 тыс. в год.

Аналогичные шаги были сделаны и в другой беднейшей стране континента – Буркина-Фасо. Там за упрощение строительных процедур всерьез взялись в 2006 году. Для начала они подготовили отчет о ключевых проблемах, мешающих передаче прав собственности и получению разрешений на строительство. Затем – точечными ударами начали устранять эти проблемы.

В конце 2007-го при поддержке Всемирного банка было создано «единое окно» по выдаче разрешений на строительство. Тем самым время, необходимое на получение разрешений, было снижено с 30 до 20 дней, а стоимость услуг – в восемь раз.

Теперь правительство работает над тем, чтобы либерализовать часть процедур, которыми раньше занималось исключительно государство в лице Национальной лаборатории общественных работ. К примеру, оно уже отдало в частные руки возможность анализа почв и снизило стоимость этих услуг вдвое. В результате в 2012 году по легкости получения разрешений на строительство Буркина-Фасо оказалась на 64-й ступени в рейтинге, Либерия – на 126-й, Украина – на 183-й.

У президента Кении

– как создавать электронное правительство

На обложке февральского номера за 2012 год африканской версии журнала Forbes – гордость Кении, директор кенийского офиса IT-компании Digital Divide Data Амоло Нгвено. Она помогает бороться с бедностью в своем государстве, обучая молодых инвалидов Кении IT-специальностям, и затем вместе с ними развивая услуги по аутсорсингу бизнес-процессов. Сегодня в Digital Divide Data – уже 900 человек, она является одной из крупнейших аутсорсинговых компаний африканского континента, а Томас Фридман приводит ее как пример социально ответственного аутсорсинга в своей знаменитой книге «Плоский мир».

В кенийской госкомпании Kenya ICT Board очень гордятся этой обложкой, ведь такие как Нгвено приближают Кению к желанному статусу регионального хаба по развитию интернет-технологий. Задача Kenya ICT Board в этом и состоит – помогать стране бороться за место под интернет-солнцем.

Создавать имидж IT-страны президент Кении Мваи Кибаки решил с логичного шага. Эра информации, закрытой от публики, ушла в прошлое. Теперь вся информация, с которой работает правительство (за исключением вопросов обороны), должна через веб-сайт быть доступна любому гражданину страны, заявил он. И при поддержке Всемирного банка он начал масштабное внедрение электронного правительства в Кении. В середине 2011 года было запущено сразу три портала – единый веб-сайт правительства Кении, общекенийский портал и сайт Виртуальная Кения.

Теперь в государстве с уровнем ВВП на человека вчетверо ниже, чем в Украине, бизнес и граждане могут общаться с налоговой и таможней онлайн, быстро найти объявления о действующих тендерах. На едином веб-портале страны выложена графика по динамике расходов министерств и местных органов власти, на нем же собраны все регистрационные процедуры. Любой гражданин может написать пожелание, и без каких-то официальных бланков для него соберут нужную информацию, также разместив ее на портале.

С момента запуска порталом воспользовалось более миллиона человек (при населении 38 млн), а большинство лицензий теперь выдается за день вместо 30, как это было раньше.

Дарья Марчак

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *