2 сценария развития экономики Украины: плохой и очень плохой

Не в бровь, а в глаз. Первое же заявление украинского чиновника о переговорах с миссией МВФ, приехавшей в Украину во вторник, дало ответ на главный вопрос. Министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов вчера заявил: по итогам визита подписание меморандума с Фондом не предусматривается.

В 2013 году государство только по внешнему долгу должно выплатить $6,5 млрд – на $1,5 млрд больше, чем в 2012-м. Отрицательное сальдо по счету текущих операций бьет рекорды, приток иностранных инвестиций сокращается, население предпочитает хранить сбережения в долларах – в этих условиях без рефинансирования внешнего долга не обойтись. Но искушение проигнорировать требования Фонда для правительства по-прежнему велико.

Дело даже не в повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на которых настаивал Фонд последние четыре года. «Фонд лечит именно ту болезнь, которая представляет наибольшую угрозу для пациента», – говорит руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. Сейчас самая острая болезнь – не дефицит государственного бюджета, обусловленный субсидированием тарифов, а снижение золотовалютных резервов. За прошлый год они сократились на $7,3 млрд, и теперь не отвечают двум из трех требований Фонда: размеру покрытия трехмесячного импорта (в конце 2012-го резервов хватило бы только на 2,8 месяца) и краткосрочных внешних обязательств (резервы НБУ покрывают лишь 44% выплат государства и частного сектора по внешним долгам в 2013 году вместо требуемых 100%).

Чтобы предоставить новый кредит, МВФ может потребовать от Украины отказаться от фиксированного курса гривны, который ведет к буму импорта и падению экспорта.

Правительство уже много раз демонстрировало, что не готово к этому шагу. Что будет, если на этот раз оно согласится с требованиями МВФ? И что – если не согласится?

Сценарий 1: Без МВФ

Чтобы свести концы с концами в 2013 году, правительству и НБУ нужно почти $20 млрд, подсчитал управляющий инвестиционными и пенсионными фондами «Кинто» Николай Мягкий. Уже в феврале Минфин должен выплатить МВФ более $1 млрд.

Последние полгода Украина рефинансировала долг с помощью новых выпусков еврооблигаций, пользуясь высоким аппетитом к риску со стороны инвесторов. «Украинские бонды покупают лишь в периоды сверхоптимизма на рынках, – отмечает Мягкий. – Если случится коррекция, о низких ставках на украинские бонды наверняка можно будет забыть, а «окно» закроется как минимум на несколько месяцев».

Без программы Фонда стоимость заимствований Украины на внешних рынках будет на 1-1,5 процентных пункта выше

Без подписания меморандума о сотрудничестве с МВФ скорее рано, чем поздно внешние заимствования подорожают настолько, что правительство уже просто не сможет их брать, добавляет Дмитрий Боярчук, директор «CASE-Украина».

Эту проблему еще больше усугубит другая: сильная девальвация, которая без соглашения с МВФ практически неизбежна.

Пока власти всеми силами стараются избежать ослабления гривны. Но если продолжать платить за стабильность курса нынешними темпами, говорит Боярчук, то уже к середине года размер золотовалютных резервов упадет до критической отметки в два месяца импорта ($18 млрд). Виталий Ваврищук, руководитель аналитического отдела ИК SP Advisors, прогнозирует их падение к этому времени до $15,2 млрд.

Можно ли сохранить стабильность при таком уровне резервов? «Все, кто имеет дело с Украиной, будут поднимать один и тот же вопрос: если вы покупаете у нас импорт, берете у нас в долг, то где вы возьмете столько валюты, чтобы с нами расплачиваться?» – прогнозирует Боярчук. Ни он, ни его коллеги в стабильность не верят. Паращий ожидает, что без соглашения с МВФ курс национальной валюты упадет до 9,5 грн./$ и ниже.

Возможно, правительство под страхом криминального преследования обяжет сдавать валюту только по официальному курсу. А возможно, и вовсе закроет границу для вывода капитала Дмитрий Боярчук, директор «CASE-Украина»

По оценке Goldman Sachs, девальвация гривны на 20% будет означать рост соотношения госдолга к ВВП до 43%, внешнего долга к ВВП – до 28% (на конец 2012 года – 35% и 21% соответственно). Это приближает Украину к опасному порогу: изучив все финансовые кризисы в странах со средним уровнем доходов за 1970-2008 годы, американские экономисты Кармен Рейнхардт и Кеннет Рогофф обнаружили, что больше половины дефолтов пришлось на те страны, где отношение госдолга к ВВП не достигало и 60%.

Экономисты надеются, что правительству хватит здравого смысла не доводить дело до крайности – и в последний момент оно все же заручится финансовой помощью МВФ или России. «Это будет очень быстрый забег», – считает Боярчук. Но если требования МВФ понятны, с Россией сложнее. «Ее требования нельзя назвать ни адекватными, ни предсказуемыми – ни, тем более, полезными для Украины», – говорит Паращий.

Сценарий №2: вместе с Фондом

Само по себе соглашение с Фондом не станет панацеей для экономики. Но позволит удержать ее на плаву.

Кредиты МВФ – это поддержка платежеспособности страны, а не «пилюля для экономического роста». Они пойдут на пополнение международных резервов Нацбанка, и, по сути, будут использоваться для рефинансирования выплат по предыдущим кредитам МВФ Алексей Блинов, начальник аналитического отдела Альфа-Банк Украина.

Несколько важных вопросов это, конечно, поможет решить. Чтобы сбалансировать бюджет НАК «Нафтогаз», МВФ требует повышения тарифов на газ для населения. Это ударит по среднему украинцу – но снизит нагрузку на госбюджет, вынужденный субсидировать нефтегазового монополиста, подчеркивает Александра Бетлий, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций.

Поддержка МВФ будет означать, что и остальные кредиторы будут смотреть на Украину с большим доверием. Это упростит задачу рефинансирования задолженности на открытом рынке.

Соглашение с МВФ недостижимо без перехода к плавающему курсу гривны, что повлечет за собой ее ослабление. Но в отличие от первого сценария, девальвация будет не такой глубокой – до 8,8-9 гривен за доллар.

Ослабление гривны на 10% поможет, по оценке Паращия, уменьшить отток валюты через дефицит текущего счета на $4 млрд. «Для НБУ, чьи резервы только на $6,5 млрд выше критического уровня, это будет огромным достижением», – говорит он. И хотя нарастить резервы это не поможет, темп их снижения замедлится. В этом случае к концу 2013 года они не опустятся ниже психологически опасного уровня в $20 млрд, резюмирует Боярчук.

Дарья Марчак

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *