Безналичное увлечение

Установка POS-терминалов позволяет торговым предприятиям увеличить обороты, так как владельцы платежных карт не ограничены в возможностях приобретения товаров имеющейся суммой наличных денег.

Год назад вступило в силу постановление Кабмина, обязавшее владельцев торговых точек в городах с населением более 25 тыс. человек установить POS-терминалы. И за прошлый год количество терминалов увеличилось более чем на четверть. Достигнуть таких результатов удалось в том числе и благодаря агрессивной политике банков, которые в борьбе за клиентов не только снижали стоимость услуг эквайринга, но и предлагали дополнительные сервисы.

Несмотря та то что в городах с населением более 25 тыс. человек установка терминалов должна была завершиться еще год назад, резкий рост их количества произошел лишь в 2012 году. Только с января по сентябрь число POS-терминалов в Украине выросло на четверть — с 94,7 тыс. до 118,4 тыс. устройств. Напомним, за весь 2011 год их стало больше всего на 17,6%, а в 2010-м — на 8,1%. При этом основной прирост по-прежнему обеспечивают предприятия в густонаселенных регионах. Наибольшее количество терминалов установлено в Киеве, Киевской, Днепропетровской, Донецкой, Одесской, Харьковской, Львовской областях и в АР Крым.

Банкиры основным фактором роста рынка называют растущую популярность карт среди потребителей. ‘Торговцы хотят соответствовать ожиданиям клиентов, а украинцы все чаще пользуются картами для расчетов за покупки’,— говорит начальник управления торгового эквайринга Ощадбанка Наталия Войтович. За девять месяцев прошлого года объем безналичных операций в Украине составил 61,9 млрд грн — 11,74% от суммы всех операций с пластиковыми картами, в то время как за весь 2011 год — 46,3 млрд (8,05%). Такой динамике способствовали среди прочего рекламные акции международных платежных систем, популяризирующих безналичные операции, а также ряд украинских банков, активизировавшихся на рынке кредитных карт и заинтересованных в росте продаж по своим продуктам. ‘Если ранее инициатива установки терминала на 95% исходила от менеджера банка, то теперь на 30% — это инициатива торговца’,— рассказывает начальник управления развития эквайрингового бизнеса банка ‘Финансы и Кредит’ Юлия Нариманова. По словам начальника отдела продаж электронных банковских услуг Райффайзен Банка Аваль Валерия Новикова, охотнее всего устанавливают терминалы рестораны и заведения общественного питания, салоны красоты и магазины компьютерной техники.

Банкиры уверяют, что установка терминалов позволяет коммерческим предприятиям увеличить обороты за счет привлечения новых клиентов—держателей платежных карт. Ведь владельцы карт не ограничены имеющимися у них наличными, а, значит, всегда могут совершить незапланированные покупки. ‘Мы подсчитали, что объем продаж увеличивается на 9,68%, а средний чек по операциям с картой, как правило, на 28,6% выше, чем при оплате наличными. Более того, наличие терминала сокращает скорость обслуживания клиента в кассе: платеж принимается за 26 сек. — это быстрее, чем оплата наличными’,— утверждает руководитель бизнеса обслуживания торговых предприятий ПриватБанка Роман Негинский. ‘Кроме того, торговое предприятие, установив терминал для приема в оплату карт, сокращает риски приема фальшивых купюр, уменьшает неудобства, связанные с необходимостью постоянного наличия разменной монеты для выдачи сдачи клиенту, а также сокращает расходы на инкассацию, а это 250-400 грн за один раз’,— отмечает Юлия Нариманова.

Копейка гривну бережет

Использование POS-терминала — не самое дешевое удовольствие. Оно может лишить торговые сети до 3% от оборота: торговцы платят комиссию с каждой операции, а некоторые банки устанавливают еще и ежемесячную плату за пользование терминалом. ‘Условия и тарифы для торговых сетей просчитываются индивидуально и зависят от размера самой сети. Если мы говорим о небольших торговых точках (магазины возле дома, небольшие продмаги), то для них у нас действует пакетное обслуживание, которое включает плату за обработку операций, осуществленных через терминал, а также ежемесячную комиссию’,— объясняет Валерий Новиков.

В нескольких банках неофициально рассказали, что для точек с оборотом от 100 тыс. грн в месяц абонплата может быть либо символической (10-15 грн в год), либо вообще отсутствовать. Для тех, кто хочет установить терминал для выполнения норм законодательства, ежемесячный платеж может составить 100-150 грн. Максимальную абонплату — 300 грн — приходится платить клиентам ВиЭйБи Банка. ‘Логика такова: если оборота у предприятия нет или он небольшой, то ‘отбить’ стоимость техники, а это не менее 2000-2500 грн за терминал, банку не на чем. Абонплата в 100 грн позволит нам вернуть затраты на оборудование в течение 1,5-2 лет — для нас это нормальный срок окупаемости’,— объяснили в одном из банков.

Дополнительно за каждую проведенную операцию банк снимает комиссию, которая составляет от 0,5% до 3% от суммы платежа. По оценкам Юлии Наримановой, в среднем по рынку приходится отчислять 1% от суммы платежа по ‘своим’ картам, 1,8% — по ‘чужим’. По премиальным картам (уровня Gold или Platinum) и картам платежной системы American Express комиссия может достигать 3%. Во время кризиса многие банки прекратили активное сотрудничество с AmEx, и сейчас в Украине единственным банком, у которого есть полномочия по эквайрингу платежных карт американской системы, является Укрэксимбанк. Остальные банки-эквайеры, предлагающие такие карты своим клиентам, являются его субагентами.

Кредитные учреждения готовы идти на значительные уступки крупным клиентам. ‘Крупные сетевые клиенты со значительными оборотами могут рассчитывать на специальный тариф: чем выше оборот, тем ниже может быть размер комиссии’,— говорит начальник департамента альтернативных каналов и поддержки продаж УкрСиббанка Наталия Кузьмич.

Впрочем, некоторые банки в прошлом году решили отказаться от дифференцированных тарифов. ‘Раньше тариф в нашем банке составлял 1,6% плюс абонплата в размере от 50 до 400 грн. Сейчас мы приняли решение для упрощения тарифов и увеличения лояльности клиентов установить единый для всех платеж — 1,6% плюс 50 грн для всех типов терминалов и для всех клиентов’,— рассказывает Роман Негинский. Райффайзен Банк Аваль установил единый тариф — 1,6% по всем картам — для клиентов малого и микробизнеса. Впрочем, с малым бизнесом готовы работать далеко не все банки. ‘На сегодняшний день нижним пороговым значением для заключения договора эквайринга и размещения POS-терминалов на предприятиях торговли и сервиса является оборот по платежным картам на уровне не менее 10 тыс. грн в месяц на один терминал’,— говорит заместитель председателя правления Укрэксимбанка Светлана Монастырская.

Сдерживающим фактором для дальнейшего роста рынка POS-терминалов является высокий уровень тенизации экономики.

В ногу со временем

Высокая концентрация рынка провоцирует конкуренцию на нем. Половина всех торговых терминалов — 59,7 тыс. устройств — принадлежит ПриватБанку. Еще 45% сконцентрировали другие девять кредитных учреждений — Райффайзен Банк Аваль (13 тыс.), Укрэксимбанк (10,7 тыс.), ПУМБ (6,5 тыс.), Укрсоцбанк (6,1 тыс.), ‘Пивденный’ (5,9 тыс.), ‘Финансы и Кредит’ (5 тыс.), Ощадбанк (2,3 тыс.), ‘Дочерний банк Сбербанка России’ (1,6 тыс.) и УкрСиббанк (1,5 тыс.). ‘Рынок торгового эквайринга очень конкурентный, и предприятиям с хорошими оборотами постоянно поступают предложения о смене обслуживающего банка’,— рассказывает госпожа Монастырская. Уже в прошлом году ряд крупных торговых сетей сменили эквайера. Например, в магазинах ‘Сильпо’ место терминалов банка ‘Пивденный’ заняли устройства ПриватБанка. Сейчас довольно часто можно увидеть, что на одной кассе стоят сразу несколько терминалов. Но сотрудники, как правило, используют только один — тот, к которому они привыкли, или тот, на котором больше функций. ‘Услуга торгового эквайринга перестает быть просто техникой списания нужной суммы денег за покупку при расчете карточкой в терминале. Сильный эквайринг-партнер может установить инновационное оборудование, внедрить новые техники покупок, разработать программу лояльности, помочь в организации целевой маркетинговой кампании’,— уверена Наталия Войтович.

Чтобы привлечь клиентов, банки предлагают им комплекс дополнительных сервисов. ПриватБанк, например, разрешил при помощи терминалов совершать покупки в кредит, используя сервис ‘Оплата частями’, и пополнять счета мобильных телефонов любого оператора связи на сумму от 1 грн до 2500 грн. ‘Руководство торговых сетей, подключившись к сервису ‘Учет рабочего времени’, может табелировать сотрудников, повышая таким образом трудовую дисциплину и эффективность работы, а также проводить маркетинговые исследования о клиентах, которые рассчитывались в торгово-сервисной сети. Выборку можно делать по полу, возрасту, типу карт, банкам, валют и другим параметрам’,— перечисляет Роман Негинский. Кроме того, ПриватБанк еще в 2011 году запустил услугу ‘Онлайн-инкассация’, которая позволяет предприятию мгновенно зачислять торговую выручку на расчетный счет. В остальных банках зачисление средств происходит в течение 1-2 рабочих дней.

С появлением бесконтактных карт и развитием NFC-технологий банки стали предлагать своим клиентам—торговым сетям заменять классические терминалы на устройства, позволяющие принимать бесконтактные платежи. По мнению участников рынка, новое оборудование даже при использовании традиционных магнитных карт существенно ускоряет процесс обработки заказа. ‘Обычно при расчете наличными у кассира один алгоритм работы, а при оплате карточкой — другой: он должен либо автоматически передать сумму в терминал, либо на терминале ввести сумму и подготовить его к принятию карты. При внедрении бесконтактной технологии на терминалах устанавливается единый алгоритм приема платежей: после получения финальной суммы у кассира ‘оживают’ все ридеры —для контактной, бесконтактной карты,— и открывается кассовый блок для приема наличных’,— отмечают в MasterCard.

Однако, несмотря на все преимущества, далеко не все торговые точки готовы к смене оборудования. Новые терминалы, хоть и являются многофункциональными, дороже традиционных. ‘Мало кто готов платить банку больше за использование инновационного терминального оборудования или перенастраивать свое кассовое программное обеспечение под новые терминалы. В то же время банки не хотят заменять их по своей инициативе и за свой счет’,— говорит Наталия Войтович. Если стоимость классических терминалов составляет $200-300, то новых — около $600-700. ‘К тому же сейчас в обороте не так много бесконтактных карт, поэтому острой потребности менять оборудование нет’,— добавляет начальник управления клиентов микро- и малого бизнеса Укрсоцбанка Ольга Полонская. Специализированные терминалы, например, стоят в сетях ‘МегаМаркет’, ‘Сильпо’, Fozzy, Novus, Metro, ‘Интертоп’, McDonald`s и в ряде магазинов Duty Free. Впрочем, банкиры говорят, что, продвигая инновационное оборудование, ПриватБанк не всегда способен контролировать корректность его работы: во время новогодних праздников количество бесконтактных трансакций значительно увеличилось, и во многих сетях на несколько недель ‘зависли’ платежи клиентов. При этом торговцы не могли получить подтверждение о реальном наличии у покупателя средств на трансакцию.

Сам себе эквайер

Специалисты уверены, что в 2013 году рынок POS-терминалов в Украине вряд ли сохранит прошлогодние темпы роста. Драйверами рынка станут сами банки, инициативность торговых сетей по-прежнему будет низкой. ‘Сдерживающим фактором для дальнейшего роста рынка POS-терминалов является высокий уровень тенизации экономики — целый ряд торгово-сервисных предприятий пока не готовы к раскрытию своих реальных торговых оборотов’,— уверен менеджер Visa по развитию сети приема платежных карт в Юго-Восточной Европе и СНГ Игорь Ночка. Среди других причин — отсутствие стимулов и низкие штрафы за несоблюдение законодательства. За отсутствие терминала Государственная налоговая служба может оштрафовать торговца на сумму в 17-170 грн (1-10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан), при повторном нарушении — на 85-459 грн (5-27 необлагаемых минимумов). Если покупателю откажут в оплате картой, и он пожалуется в Госпотребинспекцию, сумма штрафа составит 8500 грн (500 необлагаемых минимумов).

Эти же факторы помешали провести всеобщую ‘терминализацию’ в 2006 году. Тогда правительство, внося поправки к закону ‘О платежных системах и переводе денежных средств в Украине’, издало постановление N377, в котором были прописаны детали перехода на оплату товаров и услуг карточками. Торговцы из Киева, Севастополя, Симферополя и всех областных центров должны были перейти на прием платежных карт до 1 июля 2007 года, к 1 января 2008 года действие постановления должно было распространиться на все районные центры с населением более 25 тыс. человек, а с 2009-го — на остальные районные центры и поселки городского типа.

В 2013 году рынок торгового эквайринга ожидают качественные изменения. Альтернативой классическим POS-терминалам могут стать мобильные терминалы, которые подключаются к компьютеру или мобильному телефону. Для приема платежей нужно всего лишь установить специальное приложение. В Украине такую услугу пока предлагает только ПриватБанк. Заказать устройство можно всего за 20 грн, которые возвращаются после проведения первого же платежа. Комиссия при оплате такой картой не очень отличается от традиционной: 1,5% при расчете картой ПриватБанка и 2,7% — при оплате картами других банков. ‘Такие терминалы набирают популярность в Европе и США. В первую очередь они востребованы среди частных предпринимателей, чей оборот невысок, поэтому платить абонплату экономически нецелесообразно, в то же время отсутствие терминала может лишить предпринимателя части клиентов’,— отмечает Игорь Ночка. Потенциальными потребителями могут стать, например, таксисты, компании, занимающиеся доставкой товаров на дом, специалисты сферы услуг (парикмахеры, обувные мастера и пр.). ‘В Европе стоимость мобильных терминалов не превышает $50’,— подчеркивает господин Ночка.

Уже в этом году в Украине несколько крупных торговых сетей могут отказаться от услуг банков-эквайеров по авторизации трансакций. Они запустят свои собственные процессинговые центры и будут работать напрямую с международными платежными системами. При этом банки сохранят свои расчетные функции. ‘Собственный процессинговый центр позволит торговой сети контролировать весь процесс проведения платежей и расчетов, что очень важно в предпраздничные дни — в пиковые периоды, когда даже крупнейшие банки не могут справиться с нагрузкой’,— говорит Игорь Ночка. Не менее важным фактором является и экономия: при значительных оборотах сети отчисления банку-эквайеру довольно большие. Например, если оборот торговой точки 50 тыс. грн в день, то за месяц банку придется перечислить порядка 30 тыс. грн. Кроме того, наличие собственного процессингового центра позволит сети быстро внедрять инновационные решения, запускать программы лояльности, готовить индивидуальные формы отчетов и выписки для клиентов. Однако такой шаг оправдан для торговых точек с большими оборотами и огромным количеством клиентов. ‘Собственный процессинговый центр — это крайне дорогостоящий инвестиционный проект, который экономически обоснован только в случае максимальной рабочей нагрузки’,— предупреждает Наталия Войтович.

Виктория Руденко

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *