Пинчука и Тигипко в России становится меньше

Россия продолжает зажимать украинский бизнес, надеясь, что олигархи поддержат вступление в Таможенный союз.

На прошлой неделе российские чиновники озвучили размер квоты для украинских производителей труб на ближайшие шесть месяцев. В результате «санкционированная» Кремлем доля «Интерпайпа» на российском рынке уменьшилась на 20%. Если в прошлом полугодии компания имела право на беспошлинный экспорт 150 тыс. т труб, то теперь только 120 тыс. т.

Уже много лет поставки трубной продукции в РФ облагаются пошлинами. Так, с 2005 года действовала пятилетняя антидемпинговая пошлина на импорт из Украины в размере 8,9–18,1% таможенной стоимости для труб различного назначения, которая в 2011 году увеличилась до 18,9–37,8%. Но при этом было оговорено, что антидемпинговые пошлины не будут взиматься с продукции, в отношении которой действует отдельное соглашение между МЭРТ России и Минэкономразвития Украины. Исключения составляли предприятия группы «Интерпайп» Виктора Пинчука, которые договорились о самоограничении в рамках определенного объема. Причем сначала речь шла о постепенном увеличении украинской квоты на российском рынке.

Но с наступлением кризиса, а затем и с появлением напряженности в отношениях между сторонами доброжелательность Белокаменной начала таять. Так, если в 2008 году квота Пинчука составляла 419 тыс. т, а в 2009 году 427,6 тыс. т, то в 2011 году он получил неприятный сюрприз. Во первых, в результате вступления России, Казахстана и Беларуси в Таможенный союз действие квот и пошлин стало распространяться и на остальные страны нового объединения.

При этом доля «свободного» российского рынка сократилась до 300 тысяч тонн в год.

А во вторых, пошлины для «Интерпайпа» при поставках нефтегазовых труб сверх квоты увеличились с 8,9 до 19,4%. 2013 год тоже начался не очень удачно. Даже если предположить, что «Интерпайпу» удастся добиться объема 120 тыс. т во втором полугодии, выходит, что размер окна, через которое Виктор Пинчук поставляет свои трубы в Россию без уплаты дополнительных сборов, за четыре года сузился почти вдвое.

Между тем начало года не порадовало и отечественных вагоностроителей. По данным агентства Интерфакс-Украина, один из крупнейших в СНГ производителей вагонного литься Кременчугский сталелитейный завод (КСЗ) Сергея Тигипко 13 февраля вновь приостановил работу «из-за проблем, возникших с сертификацией продукции завода, а также ее сбытом». Сообщается, что производство приостановлено до марта. С начала прошлого года на украинские предприятия стали регулярно наведываться российские проверяющие и выискивать недостатки в вагонном литье, а заодно и расчищать место на своем рынке для местных производителей. Кроме КСЗ внимание россиян привлек мариупольский «Азовмаш» Юрия Иванющенко. По данным «k:», в конце января на этом предприятии тоже должна была состояться российская проверка, однако ее результаты пока неизвестны.

К слову, у «Азовмаша» и еще одного крупного машиностроительного предприятия — НКМЗ могут возникнуть проблемы и на другом фронте. В начале года стало известно, что группа ОМЗ выступает с инициативой ввести пошлины на поставку в Россию продукции металлургического машиностроения. На первом этапе ее потуги смогли сдержать местные металлурги, не заинтересованные в искусственном ограничении списка своих контрагентов. При посредничестве Минпромторга РФ, стороны договорились подготовить список товаров, по которым будут приняты ограничения. И, скорее всего, в него попадут только товары, аналоги которых производятся в России.

Ряд мер, направленных на ограничения, еще раз свидетельствует о том, что Кремль недвусмысленно дал добро на выталкивание украинских промышленников с рынка. Продолжаться это будет до тех пор, пока Украина не ступит в Таможенный союз. Однако история с металлургическим машиностроением, как и тот факт, что заградительные пошлины значительно меньше касались Харцызского трубного завода, крупнейшим заказчиком которого были структуры «Газпрома», свидетельствует, что помощи нашим экспортерам можно ожидать только от их российских контрагентов. Их мало волнуют вопросы участия Украины в политическом триумвирате, зато явно не вдохновляет перспектива закупок более дорогих отечественных комплектующих. И заступничество партнеров по бизнесу — единственное, что сегодня может остановить волну заградительных мероприятий.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *