Как МАУ рейсы «АэроСвита» получала

Госавиаслужба еще за месяц до начала банкротства проблемного авиаперевозчика без конкурса выдала компании «Международные авиалинии Украины» право на эксплуатацию более 80% маршрутов «АэроСвита». Почему именно МАУ?

С началом процедуры банкротства «АэроСвита» 29 декабря 2012 года многие украинские конкуренты авиаперевозчика включились в борьбу за его маршруты.

С соответствующими заявками в Госавиаслужбу обратились украинские авиакомпании «Эйр Оникс», «Визз Эйр» и «ЮТэйр». Однако авиационное ведомство медлит с ответом уже больше месяца. «До сих пор ответа из Госавиаслужбы мы не получили. С чем связана длительность рассмотрения заявки, мы не знаем», – говорит сопредседатель наблюдательного совета «ЮТэйр-Украина» Карен Антонов.

http://korney.cigogne.com.ua/docs/avia2.pdf

В борьбу за маршруты включилась и компания «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Но, в отличие от своих «коллег», намного удачнее – еще до начала процедуры банкротства «АэроСвита» МАУ получила право на эксплуатацию более 80% маршрутов проблемного авиаперевозчика. Соответствующее решение приняла лицензионная комиссия Госавиаслужбы, причем очень оперативно – письмо от авиакомпаний с просьбой о передаче рейсов чиновники получили в пятницу 30 ноября 2012 года, а уже в понедельник, 3 декабря, состоялось заседание комиссии.

Желанные направления

Согласно протоколу заседания лицензионной комиссии, текстом которого располагает Forbes, представитель «АэроСвита» Максим Волошин заявил, что компания решила прекратить выполнение полетов по 24 международным маршрутам (см. таблицу) в качестве оперирующего перевозчика и передать эти частоты МАУ.

«АэроСвит» просит разрешить ему выполнять эти рейсы в качестве маркетингового перевозчика (продавать билеты под своим кодом на рейсы МАУ) на основании код-шерингового соглашения. Комиссия поддержала эту просьбу единогласно.

НаправленияЧастоты, переданные МАУ*
Киев – Прага10
Киев – Будапешт9
Киев – Тель-Авив12
Киев – Москва35
Киев – Стамбул9
Одесса – Стамбул14
Донецк-Стамбул7
Симферополь – Стамбул5
Днепропетровск – Стамбул7
Киев-Ташкент2
Киев – Самарканд2
Киев – Варшава10
НаправлениеЧастоты, переданные МАУ*
Киев – Минск**5
Киев – Кишинев7
Киев – Таллин7
Днепропетровск – Тель-Авив7
Донецк – Тель-Авив7
Одесса – Тель-Авив7
Львов – Тель-Авив7
Симферополь – Тель-Авив6
Киев – Кустанай5
Киев – Караганда5
Киев – Актау5
Киев – Неаполь1

*количество выполняемых в неделю рейсов

**по данному направлению у МАУ нет назначений

С такой же просьбой «АэроСвит» обратился в отношении направлений Баку, Ереван и Минск (9 маршрутов). По этим маршрутам МАУ ранее не летала – у компании не было соответствующих назначений. Предложение также было поддержано Госавиаслужбой (эти направления регулируются межправительственными соглашениями, поэтому МАУ еще предстоит получить добро авиационных властей Азербайджана, Армении и Белоруссии).

Более того, лицензионная комиссия рассмотрела заявление МАУ и предоставила ей право на эксплуатацию 33 маршрутов, по которым ранее летал «АэроСвит».

Киев – Нью-ЙоркКиев – АфиныКиев – Сочи
Киев – ТоронтоДонецк – АфиныСимферополь – Екатеринбург
Киев – КишиневОдесса – ЛарнакаОдесса – Санкт-Петербург
Киев – ХошиминДонецк – ЛарнакаДонецк – Санкт-Петербург
Харьков – ВаршаваКиев – ПрагаОдесса – Москва
Киев – ВаршаваКиев – СофияСимферополь – Москва
Киев – Ростов-на-ДонуКиев – БухарестСимферополь – Пермь
Киев – НижневартовскКиев – НеапольСимферополь – Ростов-на-Дону
Киев – КалининградКиев – АктауДонецк – Тбилиси
Киев – БудапештКиев – КустанайСимферополь – Стамбул
Киев – СтокгольмКиев – КарагандаКиев – Салоники

Пять причин

С одной стороны, ничего «криминального» в том, что «АэроСвит» попросил Госавиаслужбу передать свои направления и частоты МАУ, нет. «Такая возможность предусмотрена положением о порядке выдачи разрешений, которые регулируют доступ компаний на рынок авиаперевозок. То есть в данном случае мы имеем совместное использование рейсов», – объясняет адвокат юридической компании «Ильяшев и партнеры» Арсений Герасимив.

С другой – есть несколько интересных нюансов, на которые стоит обратить внимание.

1. Удивляет скорость, с которой комиссия собралась для рассмотрения этого вопроса – на следующий рабочий день после обращения компании. Согласно вышеупомянутому положению, Госавиаслужба может рассматривать заявки авиакомпаний в течение 30 дней. Источники Forbes в трех украинских авиакомпаниях не смогли припомнить ни одного случая за последние пять лет, когда Госавиаслужба принимала решение так оперативно.

2. Во время заседания не рассматривались заявки других авиакомпаний Украины, которые также интересовались этими назначениями. В частности, как рассказал Forbes Антонов, «ЮТэйр-Украина» подавала заявки на многие направления, по которым летал «АэроСвит». «Мы заявки подавали еще до проблем «АэроСвита» – в ноябре 2012 года, и после этого подавали еще не раз. Но ответа так и не получили», – сказал он.

3. Госавиаслужба должна рассматривать вопрос об увеличении или уменьшении частот авиакомпаний за 45 суток до перехода на летнюю навигацию. То есть не раньше, чем в середине февраля.

4. Согласно вышеупомянутому положению, авиакомпания, которая получает новые назначения и частоты, должна предоставить комиссии бизнес-план выполнения рейсов. С передачей направлений и частот «АэроСвита» количество рейсов МАУ увеличивается вдвое. Как компания охватит такое количество рейсов, остается только гадать. У нее на данный момент нет достаточного количества самолетов и персонала.

5. Есть вопросы к формулировкам решения комиссии. В частности, в документе сказано, что МАУ получит частоты «АэроСвита» с даты, когда проблемный авиаперевозчик прекратит выполнять рейсы. Получается, что МАУ «застолбил» частоты «АэроСвита» наперед. Однако согласно законодательству, этот вопрос может рассматриваться только после подачи «АэроСвитом» заявления об отказе от выполнения рейсов (как оперирующий перевозчик), но никак не раньше.

Конкуренты не исключают, что будут оспаривать решение Госавиаслужбы о передаче рейсов от «АэроСвита» МАУ. «После того как получим официальные документы, мы посмотрим, что можно будет сделать. Не исключаю возможности оспорить это решение», – заявил Forbes Антонов.

Вице-президент группы Wizz Air Джон Стивенсон говорит, что не может комментировать это решение авиационного ведомства, так как не хочет портить отношения с украинскими властями. «Я могу сообщить лишь факты, касающиеся «Визз Эйр Украина». В начале января мы подали заявки на 18 направлений, которые ранее обслуживал «АэроСвит», и на текущий момент не получили ни одного из них», – ответил он Forbes.

В «АэроСвите» официально ситуацию прокомментировали так: «Авиакомпания информировала лицензионную комиссию о намерении прекратить с начала летней навигации оперирование на среднемагистральных маршрутах, сосредоточив усилия на выполнении дальнемагистральных рейсов. Вместе с тем самостоятельно «АэроСвит» не имеет полномочий передавать любому другому перевозчику ни назначения на маршруты, ни закрепленные частоты. Лицензионная комиссия Госавиаслужбы, обладая такими полномочиями, приняла решение удовлетворить соответствующие заявки, поданные авиакомпанией МАУ».

Получить комментарий у МАУ Forbes не удалось. Вместо председателя набсовета и совладельца компании Арона Майберга с Forbes поговорил по телефону его помощник, записал вопросы и обещал передать их руководству. Но в дальнейшем на звонки он не отвечал. Запрос в пресс-службу также был оставлен без ответа.

Госавиаслужба к моменту публикации материала на запрос Forbes тоже не отреагировала.

Монополия на двоих

Почему «АэроСвит» заблаговременно озаботился передачей своих маршрутов именно МАУ? Заблаговременно – так как процедура банкротства компании, стартовавшая 29 декабря по ее же инициативе, была спланирована заранее. Именно МАУ – так как многие факторы указывают на то, что с недавних пор это дружественная «АэроСвиту» компания. С конца прошлого года деловые издания наперебой пишут о том, что контроль над МАУ, совладельцем которой с весны 2010?го является Арон Майберг, установил совладелец «АэроСвита» Игорь Коломойский.

Как сообщил Forbes участник январского совещания в правительстве, посвященного проблемам «АэроСвита», вице?премьер Александр Вилкул во время разговора с Коломойским по громкой связи даже полушутя сказал: «Вы же с МАУ одна команда…» На что миллиардер, якобы, ответил: «Подождите! Официально мы – разные структуры».

Косвенно о связи Игоря Коломойского с МАУ свидетельствует еще один факт. 14 декабря 2012 года у компании «Кепитал Инвестментс Проджект», владевшей контрольным пакетом акций МАУ, сменился директор. Ее возглавила Мария Переяславская – юрист группы «Приват» Игоря Коломойского. В свое время на Переяславскую была выписана доверенность, и она представляла интересы «Привата» в судах в споре за контроль над Никопольским ферросплавным заводом. Переяславская также участвовала на стороне Коломойского в споре вокруг «Днепроэнерго» и успела поработать перед приходом в авиакомпанию в одной из структур нефтяного бизнеса группы «Приват».

Андрей Киреев, Алексей Грибановский

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *