"Инкомстрах" не выплачивая страховку полностью предлагает погашать свои обязательства в рассрочку
Одна из страховых компаний—членов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТCБУ) — ‘Инкомстрах’ — предлагает своим клиентам выплачивать возмещение в рассрочку. Страховщики признают, что практика платить частями в Украине существует, но обычно к ней прибегают, если выплатить нужно крупные имущественные убытки. Если же компания использует такую схему при выплате небольших возмещений, это свидетельствует о проблемах с ликвидностью, отмечают эксперты.
Страховая компания (СК) ‘Инкомстрах’ оказалась не в состоянии в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства. ”Инкомстрах’ должна выплатить ущерб нашему клиенту, генеральному директору одной из киевских компаний, 10 620 грн. ДТП произошло 25 ноября прошлого года, 29 января мы передали в компанию последний необходимый документ. Несколько дней назад нам позвонил юрисконсульт этой страховой и предложил вариант выплаты страхового возмещения в течение 10 месяцев — по 1000 грн в месяц’,— рассказал операционный директор страхового брокера Gras Savoye Ukraine Ибрагим Габидулин. По его словам, соглашаться на предложенный страховщиком вариант выплаты по ОСАГО они не намерены, поэтому готовы подать судебный иск.
В страховой компании не позволили пообщаться с руководством, но подтвердили, что используют практику заключения мирового соглашения. ‘Из-за большого объема выплат мы не можем выплатить сразу всю сумму. От своих обязательств мы не отказываемся, но предлагаем клиентам получить средства частями. Возможно, через пару месяцев мы сможем выплатить больше, но пока прогнозировать поступления сложно’,— сообщил юрист СК ‘Инкомстрах’ корреспонденту ‘Ъ’, который представился представителем клиента. При этом в компании говорят, что многие клиенты соглашаются и на такую реструктуризацию: ‘Судебное рассмотрение может затянуться на несколько месяцев, поэтому многие клиенты предпочитают получить сейчас хоть что-то, чем ждать’.
Практика выплат возмещений частями украинским законодательством не запрещена. Согласно ст. 16 закона ‘О страховании’, в договоре о страховании должны быть прописаны ‘условия осуществления страховой выплаты’. ‘Если по добровольным видам страхования стороны по своему усмотрению могут урегулировать в договоре порядок страховой выплаты с соблюдением законодательства, то правила выплат по обязательным видам страхования прописаны в нормативно-правовых актах’,— сообщили в юридическом департаменте НАСК ‘Оранта’. Например, по ОСАГО страховщики должны заплатить клиенту возмещение в течение 90 дней после подачи полного пакета документов. ‘При этом законом не определено, что сумма страхового возмещения подлежит уплате исключительно одним платежом, соответственно, выплата страхового возмещения частями, но в срок, определенный законом, не будет нарушением законодательства’,— объяснили юристы ‘Оранты’. Впрочем, порядок выплаты страхового возмещения может быть изменен при обоюдном согласии сторон, пояснили в компании.
Рассрочка при выплате страховых возмещений массово применялась в годы кризиса. ‘В начале 2009 года почти у всех компаний, кроме полностью капитализированных, были проблемы с ликвидностью: платежи упали, а выплаты постоянно росли. Поэтому приходилось договариваться с клиентами и разбивать крупные выплаты на несколько платежей’,— рассказывает председатель правления СК ‘Княжа’ Дмитрий Грицута. К такой практике прибегали даже лидеры рынка, например НАСК ‘Оранта’. Как правило, с каждым клиентом компании договаривались индивидуально и подписывали с ним мировое соглашение с порядком погашения задолженности.
Сейчас же, по словам страховщиков, такое явление носит исключительный характер. ‘Если речь идет об относительно небольших выплатах, то это свидетельствует о проблемах с ликвидностью компании’,— сказал господин Грицута. Открытой информации о финпоказателях СК ‘Инкомстрах’ нет. На страховом рынке компания работает с 2001 года, на рынке ОСАГО — с 2005 года, когда она вошла в топ-10 по проданным полисам. При этом в 2009-2010 годах действие ее лицензии дважды приостанавливалось Нацкомфинуслуг. По данным МТСБУ, по итогам 9 месяцев 2012 года оценки компании ‘Инкомстрах’ по показателю ‘финансовые показатели’ и ‘качество урегулирования убытков’ были на среднем уровне, а по показателю ‘уровень жалоб от потерпевших и страхователей’ — на низком.
‘Инкомстрах’ активизировалась в январе — на одном из ‘скидочных’ сайтов ее полисы ‘автогражданки’ предлагали с 50-процентным дисконтом. Как уточнил ‘Ъ’ тогда посредник компании, скидка предоставлялась за счет его комиссионных, тогда как в договоре указывалась полная стоимость страхования. По словам президента Лиги страховых организаций (входит в комитет по управлению рискам МТСБУ) Натальи Гудымы, сложности с выплатами возникают у компаний, проводивших в последнее время активную работу в сегменте ОСАГО. ‘Объемы по ‘автогражданке’ падают, поэтому у таких компаний может возникать кассовый разрыв. Чтобы удержаться на плаву, руководству приходится строго регламентировать выплаты’,— отмечает госпожа Гудыма.
Виктория Руденко
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!