Глава IFC: В Украине начинает разочаровываться собственный бизнес
Руководитель Международной финансовой корпорации (IFC) в Украине Елена Волошина об ‘украинском риске’.
Сегодня с опаской к экономике Украины относятся не только иностранные инвесторы, но и отечественный бизнес. В этой ситуации убедить вкладывать деньги в страну чрезвычайно трудно. Об ‘украинском риске’ корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказала руководитель деятельности Международной финансовой корпорации (IFC) в Украине Елена Волошина.
– Что сегодня мешает выходу иностранных инвесторов на украинский рынок?
– Основная проблема, с которой сталкиваются инвесторы, это то, что называется ‘украинским риском’. С этим сталкиваются как прямые инвесторы, которые вкладывают деньги в экономику страны, так и сам украинский бизнес, который пытается привлечь финансирование в виде прямых инвестиций и кредитования. Сегодняшняя оценка украинского риска, стоимость привлеченного ресурса, даже кредитов (которые лучшие украинские компании могут брать на внешних рынках) достаточно велика.
– Что конкретно отпугивает инвесторов?
– Основные проблемы можно свети к тому, о чем много лет не говорили так открыто, как говорят сейчас – это коррупция. Второй блок связан с защитой собственности: инвестор не пойдет ни за какой прибылью, не будучи уверенным , что его собственность будет защищена. Это касается не только защиты интеллектуальной собственности, но и собственности вообще. Речь идет о корпоративном рейдерстве и о судебной системе.
Третий блок проблем связан с системой налогообложения. И здесь даже не вопрос ставок налогообложения – ведь бизнес всегда жалуется на высокие процентные ставки. В Украине проблема не в высоких ставках, а в администрировании налогов. Да, есть улучшение с возвратом НДС, автоматическое возмещение стала чуть более распространенным, но все еще существует задолженность и невозврат. А позитив от снижения процентной ставки налога на прибыль нивелируется необходимостью платить его авансом.
– Можете назвать конкретные компании, которые в последнее время разочаровались в Украине?
– Мне не хотелось бы приводить конкретные примеры иностранных компаний, которые разочаровались и ушли. Самое страшное в том, что начинает разочаровываться собственный бизнес. Потому что если сам украинский бизнес не верит в украинскую экономику, не верит в то, что здесь можно работать, то как тогда можно убедить в этом иностранцев? Страшны обе тенденции. Страшно, когда уходит иностранный инвестор, особенно если это не просто финансовый инвестор, пришедший заработать (хотя и он важен), а тот, который владеет новыми технологиями и который хотел бы открыть здесь производство. Но не менее страшна тенденция, когда в стране начинает закрываться собственный бизнес. Это посылает жуткий сигнал, в том числе и иностранному инвестору – сюда заходить не надо. Это посылает сигнал и таким институциональным инвесторам, как мы.
К сожалению, для того, чтобы компенсировать одну плохую историю какого-то конкретного кейса, когда закрылся украинский бизнес или же западный бизнес ушел из украинской экономики, необходимо создать пять хороших историй.
– Из каких отраслей наблюдается самый существенный отток инвестиций?
– Наверное больше всего из банковского сектора. Западные банки продавались, и еще есть желающие продаться. Вопрос в том, что не так много желающих купить.
– То есть можно говорить только об оттоке инвестиций из Украины? Или все-таки есть и приток?
– За последний год на Кипр пришлось 95% ($3,92 млрд.) от всей суммы прямых иностранных инвестиций в Украину. Что касается секторов, в которые можно наблюдать приток инвестиций, то это украинское сельское хозяйство. Агросектор по-прежнему интересен инвесторам. Но даже те из них, которые охотно шли, например, через Варшавскую биржу, уже сегодня и они боятся – девальвации гривни, нестабильности.
– Некоторые аналитики считают, что основной причиной опасений инвесторов является нестабильность гривни. Вы тоже так считаете?
– Нет. Я смотрю немного шире. Мне кажется, что это не главный риск. Главный риск – это в целом украинская бизнес-среда, а курс гривни – это лишь один из проблемных вопросов.
– Что касается снижения интереса к украинским аграрным компаниям на Варшавской бирже, некоторые аналитики утверждают, что аграрии просто приелись после серии громких размещений…
– Я думаю, в первую очередь инвесторы учитывают украинский риск. Во-вторых, те компании, которые вышли на Варшавскую биржу, сейчас показывают не лучшие результаты.
– Есть ли сегодня предпосылки говорить, что в 2013 году будет привлечено больше инвестиций в Украину?
– Я думаю, что 2013 год еще будет сложным. И здесь проблемы не только украинские, но и глобальные. Украинская экономика очень открыта и зависима от внешних рынков: все то, что у нас происходит, находится под влиянием глобальных процессов. Хорошо было бы, чтобы правительство, которое показывает, что готово и ведет диалог с частным сектором, предприняло какие-то позитивные шаги.
– Ситуация может улучшиться в 2014 году?
– В Украине я давно перестала делать прогнозы.
– Перспективы для инвестиций отнюдь не радужные?
– Я не могу сказать, что сегодня картина совсем уж темная. В целом я – оптимист, но оптимист взвешенный. Фундаментально, у Украины есть все основания для того, чтобы быть процветающей страной с процветающей экономикой: большой внутренний рынок, наличие всех возможных ресурсов, достаточно развитая инфраструктура, месторасположение, климат и доступ к морям. На самом деле, правительство пытается сделать какие-то шаги, но, к сожалению, не хватает системности, масштабности и радикализма.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!