Нужен ли вам электронный кошелек: пять доводов "за" и пять "против"
При всех преимуществах электронные кошельки пока не стали популярным платежным средством среди украинцев.
По подсчетам НБУ за первые три квартала 2012 года украинские владельцы электронных кошельков совершили с их помощью денежных переводов и оплаты покупок на 1,2 миллиарда гривен. И в этих расчетах учитывались данные только «официальных» электронных платежных систем, которые согласовали правила выпуска своих электронных денег с НБУ. То есть в статистику не попали такие крупные системы интернет-расчетов как WebMoney Transfer и Яндекс.Деньги, а значит фактические цифры еще больше.
Такой оборот оказался в 10 раз больше, чем за весь 2011 год. Для такого стремительного роста популярности электронных кошельков есть ряд причин.
Причина первая: защита средств на вашей карте от мошенников
Главное преимущество электронного кошелька – возможность осуществлять безопасные расчеты в интернете. Пополнив его одним из доступных способов: платежной картой, через терминал, специальной карточкой или через банк, вы можете расплачиваться онлайн, не вводя данные своей основной карты. Так вы избавите себя от опасений, что они будут украдены и использованы интернет-мошенниками.
Однако главная причина, по которой пользователи выбирают электронные кошельки, пожалуй все же не эта, а одна из следующих.
Причина вторая: удобство оплаты в интернете
При оплате картой онлайн пользователь должен каждый раз вводить ее номер и CVV код, а в некоторых случаях – еще и дату выпуска и окончания срока действия карты, имя ее владельца. Если в нужный момент пластика не окажется под рукой, а его владелец забудет что-то из этих данных, то операция может вовсе не состояться.
Такие проблемы не знакомы владельцам электронных кошельков: при оплате им не нужно вводить большого количества данных, главное – помнить пароль от своего кошелька и, в некоторых случаях, иметь под рукой мобильный телефон.
Дополнительное удобство в этом случае – возможность совершать переводы с кодом протекции. Эта функция отдаленно напоминает банковский аккредитив: вы отправляете продавцу деньги, он видит их на своем счету, но не может воспользоваться, пока не введет код протекции. Этот код вы устанавливаете при отправке платежа и сообщаете продавцу после получения товара. Если в течение определенного срока продавец не введет код, то деньги вернутся на ваш кошелек.
Причина третья: с кошельком удобно зарабатывать в интернете
Если вы занимаетесь фрилансом, то один из самых простых и удобных способов получать гонорары – завести электронный кошелек. Во-первых, из соображений все той же безопасности: заказчиков может быть много, и давать каждому из них номер платежной карты может быть не слишком безопасно. Кроме этого, если у вашего заказчика открыт счет в другом банке, то перевод через интернет-банкинг может быть затруднен или невозможен, а пополнение карты через кассу банка требует посещения отделения, которое не всегда есть рядом. Кошелек же можно пополнить в любом терминале, для этого достаточно знать номер телефона его владельца.
Причина четвертая: мгновенность операций
При оплате с помощью электронного кошелька вам не нужно ждать, пока деньги поступят на счет вашего контрагента (продавца товара, поставщика услуги). Все перечисления происходят мгновенно: деньги могут находиться либо у вас в кошельке, либо у продавца, никаких транзитных счетов или «зависания» между счетами нет.
Причина пятая: деньги с кошелька можно обналичить
Еще одно преимущество электронных кошельков, выгодно отличающее их от, допустим, виртуальных платежных карт – возможность обналичить средства со счета. Вывести виртуальную валюту можно разными способами: через банк или платежную карту, денежный или почтовый перевод на свое имя, или через «дилеров» – специальные центры по обналичиванию электронных денег.
Причины «против» кошелька
Несмотря на все преимущества электронных платежных систем, есть немало нюансов, которые заставляют украинских пользователей игнорировать этот продукт. Вот несколько причин отказаться от использования электронного кошелька.
Причина первая: кошелек просто взломать или «потерять»
Обычно помимо пароля, который знает только владелец кошелька, доступ к нему обеспечивает созданный на компьютере файл с «ключами». Если вы забыли пароль, то этот файл поможет восстановить его. Если же вы потеряли сам файл, к примеру, в результате переустановки операционной системы компьютера, то восстановить доступ к кошельку будет гораздо сложнее. Некоторые электронные платежные системы предусматривают для этого очную процедуру: владелец кошелька должен явиться в офис компании с собственноручно подписанным заявлением на восстановление доступа или отправить компании скан своего паспорта. Конечно, это сработает только в том случае, если при регистрации кошелька вы указали свои правильные данные. В некоторых случаях – например, при регистрации кошелька на псевдоним, – восстановить доступ будет невозможно.
Даже если вы не потеряете «ключи» от кошелька сами, вам могут «помочь» это сделать мошенники. Часто хозяева кошельков сами предоставляют секретные данные, например, при обмене электронной валюты на реальную в специальных пунктах.
Кроме того, файл с «ключами» легко украсть с помощью вредоносного программного обеспечения. От этого риска, как и от потери «ключей» при переустановке операционной системы, теоретически можно уберечься, если хранить файл не на компьютере, а на внешнем носителе. Но и это не дает гарантии сохранности денег на вашем счету. Потому наилучшим вариантом защиты будет просто не хранить деньги в кошельке, а пополнять его по мере необходимости оплатить товар или услугу.
Причина вторая: за все операции нужно платить комиссию
Пользователи платежных карт знают, что оплачивать товары и услуги, пополнять карту, а зачастую и снимать деньги в банкомате банка-эмитента можно без комиссии. Пользователи электронных кошельков находятся не в таком выгодном положении: комиссией здесь облагается практически любая операция.
К примеру, популярная система интернет-платежей Web Money за пополнение кошелька через кассу банка, платежный терминал или интернет-банкинг взимает комиссию 0,5-2% от суммы. Дешевле (0-0,5% от суммы) можно пополнить счет с платежной карты или с помощью специальных карт пополнения. Но помимо этого, как правило, взимается комиссия банка или торговой точки. Например, по картам Visa/MasterСard она может достигать 5%. За вывод денег любым способом или перечисление их другому лицу система взимает 0,8% от суммы. При выводе денег дополнительный проценты взимают агенты: до 2% – банки и около 1% – системы денежных переводов. Без комиссии агента средства можно вывести на текущий счет или платежную карту.
Система электронных денег Ощадбанка «Глобал Мани» за все операции по вводы и выводу денег взимает комиссию в 0,5% от суммы, к которой прибавляется комиссия агента. Внутри системы переводы между кошельками без комиссии.
Причина третья: нельзя переводить деньги между кошельками разных систем
Казалось бы, большой выбор электронных платежных систем и систем интернет-расчетов дает свои преимущества: можно выбрать кошелек с наибольшим набором возможностей или с самыми низкими тарифами.
Но в случае с электронными кошельками разнообразие имеет свои недостатки: в последнее время практически все системы запретили перевод электронных денег с кошельков своих конкурентов. При этом разные поставщики товаров и услуг могут принимать оплату с кошельков разных систем. И если у вас есть только один из них, то вы с большой вероятностью не сможете использовать его всегда, когда захотите. В итоге для полноценного и повсеместного пользования электронным кошельком, вам придется открывать несколько счетов различных систем и каждый из них пополнять отдельно.
Теоретически можно использовать сайты-«обменники», предлагающие конвертировать одну электронную валюту в другую. Но на практике на таких услугах можно потерять до 12-15% от суммы в виде комиссии.
Причина четвертая: ошибка в переводе будет стоить всей суммы
Обратная сторона мгновенности проведения переводов между кошельками – их безотзывность. Как только вы отправили сумму, она оказывается в кошельке у адресата. Вы не можете затребовать ее назад, даже если ошиблись и указали неверные координаты кошелька получателя. Для сравнения: при переводах между платежными картами или через системы денежных переводов деньги можно отозвать, если ошибка обнаружена до выдачи денег получателю или зачисления их на его счет.
Причина пятая: вы почти не будете его использовать
По отзывам «бывалых» пользователей, зачастую даже после регистрации электронного кошелька он исполняет лишь одноразовую функцию. «Я завела кошелек когда занималась фрилансом, а теперь уже давно им не пользуюсь», – рассказывает веб-дизайнер Елена. Зачастую кошелек заводят для одноразовой оплаты покупки в иностранном онлайн-магазине и после этого больше не используется.
Дело в том, что на украинском рынке в отличие от, например, американского, электронные деньги не принимаются как средство платежа повсеместно. Удобнее всего использовать их для пополнения мобильного, оплаты интернета или коммунальных услуг. Но для этого кошелек нужно регулярно пополнять. И если вы не занимаетесь фрилансом и не используете его для получения гонораров, то пополнять электронный счет придется «вручную»: через банк, терминал или с платежной карты.
Причем если вы следуете правилам безопасности и не храните в кошельке деньги «впрок», чтобы их не украли мошенники, то делать это придется при каждой необходимости что-то оплатить. А в этом случае бывает удобнее сразу оплатить нужную услугу аналогичным способом, без посредничества кошелька.
Евгения Резниченко, Prostobank.ua
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!