Как Клименко намерен бороться с минимизацией налогов и что в этой борьбе не устраивает бизнес

В предложенном Миндоходов проекте закона о трансфертных ценах есть как минимум пять спорных моментов, которые не дают покоя предпринимателям.

На сегодня, 17 апреля, в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики запланировано важное заседание – депутаты будут решать судьбу законопроекта о трансфертных ценах. К обсуждению документа приглашены и представители бизнеса.

Но главная особенность этого заседания – в нем должен принять участие глава Министерства доходов и сборов Александр Клименко. Визит министра неслучаен. Две недели назад народные депутаты не поддержали законопроект Миндоходов о трансфертных ценах и отправили его на доработку.

Окончательный вариант чиновники и бизнес до сих пор не согласовали. «Пока в МДС согласились, что всю отчетность, которую налоговики смогут запросить согласно законопроекту по трансфертным ценам, бизнес будет сдавать только в электронном виде», – говорит директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.

Представители бизнеса настаивают на том, чтобы изменить несколько норм законопроекта, и в качестве аргументов приводят международный опыт. В подготовленной ими сравнительной таблице (есть в распоряжении Forbes) – спорные вопросы законопроекта о трансфертных ценах и опыт трех стран: России, Казахстана и Польши. Вот главные противоречия.

Что будут мониторить

Налоговики предлагают контролировать два вида сделок: операции объемом больше 50 млн гривен с компаниями из стран, где налог на прибыль меньше, чем в Украине, на 5 процентных пунктов, и операции со связанными лицами внутри страны и за ее пределами.

В Польше под надзор налоговиков также попадают сделки между связанными лицами и сделки с нерезидентами из офшорных зон.

В Казахстане контролируют все внешнеэкономические операции крупных компаний и особые внутренние сделки. Например, если один из контрагентов пользуется налоговыми льготами или имеет убытки за предыдущие два года деятельности.

В России куда более жесткий подход к перечню подконтрольных операций. Здесь механизм трансфертных цен применяют к внешнеэкономическим операциям и сделкам на внутреннем рынке. В особую группу риска попадают операции внутри страны с минерально-сырьевыми ресурсами, если один из участников не является плательщиком налога на прибыль или зарегистрирован как плательщик единого налога и единого сельскохозяйственного налога.

Источники данных для цен

Украинские налоговики предлагают несколько вариантов определения справедливых, то есть реальных цен. Первый – смотреть на аналогичные сделки, которые компании заключали с несвязанными лицами раньше.

Второй – официальные источники информации, утвержденные Кабмином. Если же определить справедливую стоимость с их помощью нельзя, тогда допускается использование других источников, к примеру, биржевые котировки, цены аукционов, данные специализированных изданий.

В России – похожий перечень из семи пунктов. Первые пять – обязательные, например, таможенная статистика внешнеторговой деятельности РФ, биржевые котировки. Последние два – цены, указанные в специальных изданиях, и данные бухгалтерской статистики.

В Казахстане список не такой детальный – налоговики при определении реальных цен могут, например, учитывать данные государственных органов, рыночные цены. В Польше и вовсе можно использовать любые источники информации.

Работа над ошибками

Украинские крупные компании получат новый механизм для исправления ошибок в налоговой отчетности – симметричные корректировки. Суть нововведения: если одной стороне сделки доначислили налоги, то другой стороне – их уменьшат. Это плюс.

Такой же механизм работает в России и Польше. Но с важным дополнением. Здесь разрешены обратные корректировки. Если, к примеру, решение о доначислении налогов было отменено, у компаний есть возможность все исправить и вернуть свои деньги.

В Украине, как утверждают представители бизнеса, такой механизм пока не предусмотрен.

Проверки на двоих

Отслеживать контролируемые операции в Украине планируют в две руки. Мониторить сделки будут в Киеве, а проводить отдельные проверки – налоговики на местах.

В Польше и Казахстане – такая же система. Здесь аудитом также занимаются в регионах.

В России крупных плательщиков мониторит и проверяет Федеральная налоговая служба.

Наказать за отчет

Для крупных украинских компаний, которые вовремя не подали отчет или не предоставили свою первичную документацию, налоговики предлагают ввести штраф – 5% от суммы контролируемых операций.

В Польше и Казахстане крупных и средних налогоплательщиков – нарушителей наказывают одинаково. В этих странах для всех действуют общие штрафные санкции.

В России за непредоставление документации в установленный срок или подачу недостоверных данных – штраф 5000 рублей (около 1280 гривен).

Екатерина Сыченко

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *