Как Клименко намерен бороться с минимизацией налогов и что в этой борьбе не устраивает бизнес
В предложенном Миндоходов проекте закона о трансфертных ценах есть как минимум пять спорных моментов, которые не дают покоя предпринимателям.
На сегодня, 17 апреля, в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики запланировано важное заседание – депутаты будут решать судьбу законопроекта о трансфертных ценах. К обсуждению документа приглашены и представители бизнеса.
Но главная особенность этого заседания – в нем должен принять участие глава Министерства доходов и сборов Александр Клименко. Визит министра неслучаен. Две недели назад народные депутаты не поддержали законопроект Миндоходов о трансфертных ценах и отправили его на доработку.
Окончательный вариант чиновники и бизнес до сих пор не согласовали. «Пока в МДС согласились, что всю отчетность, которую налоговики смогут запросить согласно законопроекту по трансфертным ценам, бизнес будет сдавать только в электронном виде», – говорит директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.
Представители бизнеса настаивают на том, чтобы изменить несколько норм законопроекта, и в качестве аргументов приводят международный опыт. В подготовленной ими сравнительной таблице (есть в распоряжении Forbes) – спорные вопросы законопроекта о трансфертных ценах и опыт трех стран: России, Казахстана и Польши. Вот главные противоречия.
Что будут мониторить
Налоговики предлагают контролировать два вида сделок: операции объемом больше 50 млн гривен с компаниями из стран, где налог на прибыль меньше, чем в Украине, на 5 процентных пунктов, и операции со связанными лицами внутри страны и за ее пределами.
В Польше под надзор налоговиков также попадают сделки между связанными лицами и сделки с нерезидентами из офшорных зон.
В Казахстане контролируют все внешнеэкономические операции крупных компаний и особые внутренние сделки. Например, если один из контрагентов пользуется налоговыми льготами или имеет убытки за предыдущие два года деятельности.
В России куда более жесткий подход к перечню подконтрольных операций. Здесь механизм трансфертных цен применяют к внешнеэкономическим операциям и сделкам на внутреннем рынке. В особую группу риска попадают операции внутри страны с минерально-сырьевыми ресурсами, если один из участников не является плательщиком налога на прибыль или зарегистрирован как плательщик единого налога и единого сельскохозяйственного налога.
Источники данных для цен
Украинские налоговики предлагают несколько вариантов определения справедливых, то есть реальных цен. Первый – смотреть на аналогичные сделки, которые компании заключали с несвязанными лицами раньше.
Второй – официальные источники информации, утвержденные Кабмином. Если же определить справедливую стоимость с их помощью нельзя, тогда допускается использование других источников, к примеру, биржевые котировки, цены аукционов, данные специализированных изданий.
В России – похожий перечень из семи пунктов. Первые пять – обязательные, например, таможенная статистика внешнеторговой деятельности РФ, биржевые котировки. Последние два – цены, указанные в специальных изданиях, и данные бухгалтерской статистики.
В Казахстане список не такой детальный – налоговики при определении реальных цен могут, например, учитывать данные государственных органов, рыночные цены. В Польше и вовсе можно использовать любые источники информации.
Работа над ошибками
Украинские крупные компании получат новый механизм для исправления ошибок в налоговой отчетности – симметричные корректировки. Суть нововведения: если одной стороне сделки доначислили налоги, то другой стороне – их уменьшат. Это плюс.
Такой же механизм работает в России и Польше. Но с важным дополнением. Здесь разрешены обратные корректировки. Если, к примеру, решение о доначислении налогов было отменено, у компаний есть возможность все исправить и вернуть свои деньги.
В Украине, как утверждают представители бизнеса, такой механизм пока не предусмотрен.
Проверки на двоих
Отслеживать контролируемые операции в Украине планируют в две руки. Мониторить сделки будут в Киеве, а проводить отдельные проверки – налоговики на местах.
В Польше и Казахстане – такая же система. Здесь аудитом также занимаются в регионах.
В России крупных плательщиков мониторит и проверяет Федеральная налоговая служба.
Наказать за отчет
Для крупных украинских компаний, которые вовремя не подали отчет или не предоставили свою первичную документацию, налоговики предлагают ввести штраф – 5% от суммы контролируемых операций.
В Польше и Казахстане крупных и средних налогоплательщиков – нарушителей наказывают одинаково. В этих странах для всех действуют общие штрафные санкции.
В России за непредоставление документации в установленный срок или подачу недостоверных данных – штраф 5000 рублей (около 1280 гривен).
Екатерина Сыченко
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!