Депутаты хотят ужесточить условия подачи исков к виновникам ДТП

Верховной раде предложено запретить страховщикам подавать регрессные иски к виновникам ДТП на основании несвоевременной подачи заявления о наступлении страхового события. Такое поведение страховщиков в последнее время стало массовым, признают участники рынка. К таким методам работы прибегают, как правило, компании, не имеющие достаточного количества средств для осуществления выплат.

Несвоевременное уведомление о наступлении страхового события не должно быть основанием для предъявления страховыми компаниями (СК) регрессных исков к виновникам ДТП. Такая инициатива содержится в законопроекте N2838 о внесении изменений в закон ‘Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств’, поданного главой комитета Верховной рады по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма Артуром Палатным (УДАР).

Согласно действующему законодательству, клиент обязан письменно сообщить страховщику о наступлении страхового случая не позднее трех рабочих дней со дня ДТП. В противном случае после выплаты страхового возмещения потерпевшему СК имеет право подать регрессный иск к виновнику ДПТ. ‘Положения закона не содержат четкого определения, в какой форме должно быть подано ‘письменное’ сообщение. Это фактически приводит к тому, что страховые компании подают регрессный иск даже в тех случаях, когда клиент надлежащим образом выполнил свои обязанности и направил письменное уведомление, но не потребовал подтверждения его получения’,— сказано в пояснительной записке к документу.

Норма об обязательном письменном уведомлении СК появилась в законе об ОСАГО в 2011 году. До этого клиент мог сообщить о страховом случае, например, по телефону. Более того, даже сейчас в лицензионных требованиях к компаниям, которые хотят работать в сегменте ОСАГО, есть пункт о том, что СК обязана ‘обеспечить принятие, учет и хранение сообщений участников ДТП в круглосуточном режиме по номеру бесплатной многоканальной телефонной линии’. При этом ‘телефонное сообщение фиксируется страховщиком в электронном виде и является подтверждением сообщения о страховом случае’.

Страховщики уверяют, что практически не используют практику регрессных исков, за исключением случаев, когда основанием для него является управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. ‘Регрессов к собственным клиентам по ОСАГО в практике нашей компании единицы’,— утверждает директор юридического департамента PZU в Украине Василий Зубач.

Однако, по словам председателя комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслава Черняховского, в последнее время, описанная в законопроекте коллизия, стала массовой. ‘К такой практике все чаще прибегают СК, которые либо слишком быстро наращивали свое присутствие на рынке, либо платили завышенные комиссионные агентам и не формировали резервы в нужном объеме. Теперь им не хватает средств для осуществления выплат потерпевшим’,— уточнил ‘Ъ’ один из участников рынка.

Как правило, суды отказывают страховщикам в удовлетворении иска в случае, если у виновника ДТП была уважительная причина для неподачи письменного заявления. Поэтому страховщики готовы согласиться с такой инициативой, однако настаивают на уточнении условий для подачи регрессного иска. ‘Законопроект нужно дополнить пунктом о том, что подавать регресс в случае несвоевременного уведомления страховой компании можно только в том случае, если оно помешало страховщику установить, было ли событие страховым случаем, или не позволило определить размер ущерба’,— отмечает Вячеслав Черняховский.

Виктория Руденко

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *