Украинцы попали в зависимость от импортного топлива
За первый месяц весны доля импортного бензина в общем объеме потребления украинцами выросла более чем на четверть. Хоть и меньше (13%), но тоже подросла доля зарубежного дизеля. Это не значит, что наши граждане начали больше зарабатывать и больше заправляться. Просто Украина практически перестала производить собственное топливо.
Из семи заводов, способных производить нефтепродукты, сегодня работают только два. Остальные либо законсервированы, либо выставлены на продажу. Впрочем, на них вряд ли найдется какой-нибудь покупатель: эксперты говорят, что дешевле построить новое предприятие.
Наперегонки с нефтью
Безработица в городе Лисичанске Луганской области зашкаливает. По словам очевидцев, люди не могут стать на учет в местный центр занятости из-за огромного количества желающих. Запись в очередь на регистрацию идет на недели вперед: специалисты центра не справляются с потоком безработных, а те дежурят под дверями учреждения с утра и до ночи. Ситуация не уникальная, и такую же картину можно пронаблюдать во многих небольших городах. Однако Лисичанск в этом плане — не совсем типичный населенный пункт. Там есть крупнейшее градообразующее предприятие, которое в недавнем прошлом обеспечивало едва ли не половину коренных жителей.
Лисичанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) был полностью остановлен в марте прошлого года. Такое решение принял собственник (компания ТНК-ВР, которая сейчас входит в структуру «Роснефти») из-за отрицательной рентабельности производства нефтепродуктов. Эксперты утверждают, что с этим можно поспорить: прибыль завода в официальной отчетности за 2011 год составила больше 100 млн грн. В идеале «Линик» может перерабатывать около 7 млн. тонн нефти в год, но сегодня предприятие не просто стоит, оно даже не ищет новых хозяев. Из-за покупки ТНК-BP «Роснефтью» в марте этого года процесс продажи Лисичанского НПЗ был остановлен.
Еще два НПЗ, Дрогобычский и Херсонский, эксперты называют безнадежными. Эти заводы законсервированы, и возобновление работы находится под вопросом. Причина — огромные инвестиции для модернизации предприятий, которые не способны сегодня производить бензин и дизель даже по украинским стандартам. Пока непонятна ситуация с Надворнянским НПЗ, который вроде не стоит, но работой это можно назвать с большой натяжкой. При мощности годовой переработки в 2,5 млн. тонн за прошлый год завод «освоил» меньше 10 тыс. тонн нефти. Этот «ударный» объем объясняется практической необходимостью: предприятие нужно было подготовить к зиме.
Чуть лучше обстоят дела на Одесском НПЗ, который недавно возобновил работу после двухлетнего простоя. Правда, пока на заводе запустили только установку по первичной переработке нефти. Причем без нефти, хотя и в торжественной обстановке. Журналистам не удалось узнать, откуда и по какой цене туда будет поступать нефть, и сколько готовое топливо будет стоить на украинском рынке. Так что два работающих завода — большой Кременчугский НПЗ и маленький Шебелинский ГПЗ (газоперерабатывающий завод) на этом фоне выглядят безусловными лидерами. Хотя и они работают даже не вполсилы. К примеру, в Кременчуге за прошлый год переработали 3 млн. тонн нефти, хотя реальные мощности предприятия — больше 18 млн. тонн в год.
Горючее предложение
Причины такой ситуации на каждом заводе свои. Дрогобычский, Херсонский, а с ними и Надворнянский НПЗ безнадежно устарели и больше похожи на груду металла, которая может переработать сырье, но продукт этой переработки можно назвать бензином с большой натяжкой. «Линик» тоже не отличается современными технологиями: глубина переработки нефти на заводе составляет немногим более 60%. На Одесском НПЗ заявлена глубина 78%, хотя по факту это предприятие не особо опередило лисичанского коллегу. В общем, отрасли катастрофически нужна модернизация, для которой нет ни денег, ни инвесторов.
Пока же Украина ударными темпами сокращает потребление нефти. За первый квартал, по данным Минэнергоугля, импорт «черного золота» сократился в пять раз по сравнению с январем-мартом прошлого года. Статистика того же ведомства говорит, что в стране за этот период почти в два раза упало производство всех видов топлива, начиная от бензина и заканчивая мазутом. При этом потребление горючего по понятным причинам растет. Во-первых, пришел благодатный для водителей теплый сезон, во-вторых, многие украинцы на волне введения пошлин на иномарки обзавелись новенькими авто. За март и апрель продажи в автосалонах выросли на 40%, поэтому спрос на топливо (далеко не А-80) тоже подскочил вверх.
По данным Госслужбы статистики, в марте продажи бензина через сети автозаправок увеличились на 10%. Апрельских данных из-за праздников пока нет, но по количеству машин на дорогах можно предположить, что они будут в два, а то и в три раза выше. Чем же заправляются наши водители в условиях резкого снижения производства топлива? За украинским бензином очередь не стоит, ему на смену победоносно пришел импорт. В том же марте доля импортного бензина в общем объеме потребления украинцам выросла более чем на четверть — до 65% от всего бензина, купленного в стране. Импортный дизель вообще почти вытеснил украинский продукт: его доля в общем объеме потребления сегодня достигла 80%.
Эти цифры на первый взгляд не показательны, но на самом деле свидетельствуют о том, что Украина впадает в новый вид энергетической зависимости. По подсчетам экспертов, в этом сегменте сейчас мы на 70% подчинены поставкам из Белоруссии, Польши, Румынии России и Литвы. Ситуация осложняется следующим нюансом: ни один из поставщиков не обязан продавать Украине нефтепродукты и теоретически может прекратить это делать хоть сегодня. При таком раскладе вопрос реанимации наших НПЗ поворачивается другой стороной, и на первый план выходит не выгода собственников, а общая стратегическая безопасность. Хотя об этом мало кто думает, и еще меньше — говорит.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!