Украинская судебная система осуждает 99,8% обвиняемых

Получить оправдательный приговор в Украине обычному человеку невозможно даже за деньги, а вот попасть в тюрьму за подкуп судей – вполне реально.

 

В украинском суде обвиняемых по уголовным делам приговаривают к заключению с вероятностью 99,8%. В 2012 году были освобождены из-под стражи лишь 707 обвиняемых, при этом 185 тысяч человек осудили. Об этом свидетельствуют данные Государственной судебной администрации.

На запрос с просьбой предоставить обновленную информацию о том, изменилось ли отношение судов к оправдательным приговорам после вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса, поданный в конце апреля, ведомство пока не дало ответа.

В свою очередь правозащитники отмечают, что украинская судебная система слишком неповоротлива, поэтому ожидать каких-то резких изменений в отношении подсудимых не стоит.

‘В судебной системе существует традиция, по которой оправдательный приговор – это чрезвычайное событие, на которое обращают внимание все, и судья за это может получить неприятности. Судьи сами признаются, что им легче вынести обвинительный приговор, чем оправдательный, поскольку считается, что они выполнили свои обязанности’, – рассказал исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Аркадий Бущенко.

Правозащитник говорит, что многие страны бывшего соцлагеря имеют такую же жесткую судебную систему. При этом в странах Евросоюза судьи оправдывают до 10% подсудимых, а в США, в частности в штате Техас, – до 50%.

Кроме традиции, есть ряд других причин, из-за которых украинская система правосудия остается репрессивной. Среди них – коррупция и ‘цеховая солидарность’.

Получить оправдательный приговор в Украине трудно даже за деньги, а попасть в тюрьму за подкуп судей – вполне реально, говорит координатор проектов по мониторингу случаев репрессий и пыток в пенитенциарной системе Харьковской правозащитной группы Андрей Диденко.

Он отмечает, что следствие, прокуратура и суды связаны между собой, и часто обвинительный акт, который предъявляют человеку следователи, позже ‘слово в слово копируется’ обвинительным приговором в суде. ‘Обычно позиция следствия, прокуратуры и суда совпадает. Суд становится на сторону обвинения, то есть прокуратуры, и не слышит позиции защиты’, – подчеркивает Диденко.

По мнению правозащитника, это происходит из-за того, что от правоохранителей требуют показателей раскрываемости преступлений, а от судей – статистику эффективности работы, поэтому они поддерживают друг друга, ведь именно от показателей и статистики зависит их оплата труда и продвижение по службе.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *