В апреле правительство столкнулось с сокращением доходов бюджета
Надо переходить в режим экономии и сокращать расходы, но прежде нужно пересмотреть прогноз роста экономики.
Проблемы с выполнением госбюджета усугубляются. После того как в I квартале не были выполнены плановые показатели доходов общего фонда казны, в апреле доходы бюджета упали даже по сравнению с апрелем прошлого года. Из-за этого темпы роста доходов бюджета резко сократились — с 9% до 5,5%. Эксперты отмечают, что ухудшение ситуации с госфинансами позволит правительству начать возврат НДС посредством финансовых векселей, тогда как правильнее провести секвестр.
Госказначейство отчиталось о поступлении в январе-апреле в общий фонд госбюджета 91,4 млрд грн. Доходы по сравнению с соответствующим периодом 2012 года увеличились на 4,7 млрд грн, или 5,5%. С учетом специального фонда собрано 106,1 млрд грн (+4,9%). Однако с учетом данных за I квартал (собрано 71,9 млрд грн и 83,8 млрд грн соответственно) получается, что в апреле в общий фонд казны поступило 19,5 млрд грн, что на 1,3 млрд грн меньше, чем в апреле 2012 года (20,8 млрд грн).
Это привело к сокращению темпов роста доходов общего фонда госбюджета с 9,1% в январе-марте до 5,5% в январе-апреле. Это не первая проблема с наполнением доходной части казны. В I квартале план по доходам не был выполнен на 600 млн грн за счет недобора по НДС с импорта (см. ‘Ъ’ от 16 апреля). Напомним, что плановые доходы общего фонда бюджета должны в 2013 году вырасти на 8,9%, с учетом спецфонда — на 4,9%.
Вчера в Минфине на запрос ‘Ъ’ о том, какой объем доходов был запланирован на апрель, не ответили, так же как и в Министерстве доходов и сборов. Однако в последнем ведомстве ‘Ъ’ заверили, что все показатели были ими выполнены, по НДС — даже обеспечено перевыполнение плана на 0,2%. Согласно данным Госказначейства, с начала года возмещен НДС на сумму 18,5 млрд грн, из которых 7,4 млрд грн — в автоматическом режиме. Показатель оперативного возврата налога плательщикам также оказался меньшим, чем в январе-апреле 2012 года — почти на 1,2 млрд грн. ‘Если у Миндоходов все так хорошо, то почему они официально не говорят об этом и не предоставляют все данные с разбивкой по налогам и в разрезе ‘план и факт’? — удивлен генеральный директор Бюро экономических и социальных исследований Валерий Гладкий.— Нет признаков оживления экономики. Ни программа активизации экономики, ни план реформ президента не дают результата. Но в правительстве считают, что чем чаще говорить ‘халва’, тем слаще станет во рту’.
По мнению господина Гладкого, еще более провальным будет май, и основной причиной этого станут затяжные праздники. ‘Программа активизации и не может принести результата,— добавляет и. о. министра финансов в правительстве Юлии Тимошенко Игорь Уманский.— Ее суть заключается в фискальном давлении, а закручивать гайки уже дальше некуда’. Он считает, что еще во II квартале будет обеспечена положительная динамика наполнения доходной части бюджета в основном за счет переплат по налогу на прибыль, осуществленных ранее. Но потом страна получит ‘ситуацию серьезной стагнации’, которую правительство пытается ошибочно решить за счет финансовых векселей, отмечает господин Уманский. ‘Если бы речь шла только о возмещении НДС векселями, это было бы еще полбеды, но когда говорится обо всех просроченных обязательствах, то эти грабли, на которые мы уже наступали, еще больнее ударят по лбу. То есть фактически бюджет будет получать не ‘живые’ деньги, а бумажки’,— говорит он.
Поэтому эксперты отмечают необходимость пересмотра бюджета, который был обещан по итогам I квартала. ‘Логично переходить в режим экономии и сокращать доходы и расходы, но прежде нужно пересмотреть прогноз роста экономики, заложенный в бюджете, снизив его с 3,4% хотя бы до 1%, о которых говорили во Всемирном банке’,— уверен господин Гладкий. С другой стороны, для решения бюджетных проблем парламент, по его мнению, может принять законопроект Владимира Зубика (Партия регионов) о введении сбора с покупки безналичной валюты, о котором неоднократно говорили в правительстве. Депутат предложил ввести сбор в 1% на обязательное государственное пенсионное страхование с 1 июля, чтобы направить на покрытие дефицита Пенсионного фонда 16-20 млрд грн. ‘То есть таким образом освобождается ресурс госбюджета, который шел на дотации Пенсионному фонду, и его должно быть достаточно, чтобы покрыть прорехи, появившиеся в результате пересмотра макропоказателей’,— добавляет господин Гладкий.
Однако, по мнению Игоря Уманского, правительство затягивает процесс внесения изменений в бюджет по ряду причин. ‘Увеличивать доходную часть, чтобы выполнять требования президента о росте социальных стандартов, рука не поднимается, так как экономика не выдержит. А с другой стороны, инициатива секвестра поставит крест на политической карьере того, кто предложит урезать расходы. Таким образом, правительство распишется в своей несостоятельности’,— поясняет он.
Наталья Непряхина
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!