Кто заставляет иностранные банки уходить из Украины
Проблемные кредиты для иностранных банков в Украине проблемны вдвойне — ведь кроме того, что они истощают запас ликвидности, у банкиров нет никаких гарантий, что заемщик вернет долг, даже если на то будет соответствующее решение суда.
В ближайшие годы Украине следует ожидать падения доли иностранного капитала в нашем финансовом секторе до уровня 2003 года, пишет польское издание Obserwator Finansowy. Тогда она едва достигала 10%.
В прошлом, 2012, году доля иностранцев уменьшилась с 42 до 39,5%. Прекратили свою работу на нашем рынке голландский Credit Europa Bank, немецкий Commerzbank, австрийская Erste Group, кипрская группа Sharp Arrow Holdings. По словам председателя правления Райффайзен Банка Аваль Владимира Лавренчука, падение продолжится и в 2013-м. И причина этого — не только в общеевропейских экономических волнениях.
Да, ситуация в мире непростая. А в Европе, особенно учитывая последние события на Кипре, и вовсе сложная. Но ведь успешность банка определяет не только конъюнктура внешних рынков, а в первую очередь — его клиентура. Бизнесмены и рядовые граждане, готовые вкладывать свои деньги на депозит, пользоваться услугами банка и брать у него кредиты. Чем больше доверие к банку — тем больше у него клиентов, больше обороты, больше прибыль. Так должно быть.
Кроме того, Украина по-прежнему далеко не Европа. В частности потому, что в нашей стране банковская система стабильно остается объектом для многочисленных финансовых махинаций со стороны заемщиков. Даже поверхностное изучение статистики по этому вопросу дает основания утверждать, что иностранный капитал у нас так и не сумел приспособиться к совсем не европейским стандартам выполнения заемщиками своих обязательств. Причем непременной характеристикой это проблемы является прямая зависимость возврата денег от статуса и личного богатства должника: чем они крупнее, тем меньше его волнуют какие-то правила и законы, утверждают банкиры.
Конечно, случаи бывают разные. Во время кризиса 2008–2009 года, когда государство развернуло масштабное кредитование банков, спасая их (точнее, деньги вкладчиков) от банкротства, деньги воровали все — от рядовых клерков, до председателей правления. Бюджетные деньги массово выводились на подставные фирмы и оформлялись в виде фиктивных кредитов. Потом это вошло в привычку, и даже после окончания кризиса невозврат кредита остался наиболее распространенным преступлением.
Один из показательных случаев в настоящее время является предметом судебного разбирательства в Донецке. Приговор по делу бывшей управляющей отделением ‘Донгорбанка’, способствовавшей выдаче почти полутора миллиона долларов кредита (с последующим их исчезновением) уже был вынесен. Однако дело было направлено на повторное рассмотрение.
Или возьмем более актуальную причину для обиды Банка Кипра. Финучреждение, выдавшее крупный кредит в размере $2 млн, в итоге чуть не лишилось всей своей собственности. В июле прошлого года по иску заемщика суд уполномочил Государственную исполнительную службу наложить арест на все движимое и недвижимое имущество банка. Киприоты и не подозревали, что взятое на баланс в обеспечение кредита залоговое имущество проблемного должника может выйти им боком. И предпочли потерять два миллиона, чем остаться вообще ни с чем.
Еще одна действенная и проверенная годами схема состоит в том, что связанные заемщики формируют безнадежную кредиторскую задолженность. Зачастую это подразумевает использование механизмов банкротства, создания искусственной задолженности перед третьими лицами и незаконное отчуждение отданных в залог объектов недвижимости. Именно с таким случаем в свое время столкнулся в Днепропетровской области ПАО ‘Банк Форум’, перед кризисом купленный немецким Commerzbank.
Еще в середине 2006-го банк выдал ряд крупных валютных кредитов. Под их обеспечение передавалась земля и стоящиеся объекты в центре города. Все они были связаны с деятельностью ООО ‘Промышленно-финансовая группа ‘Спарта’, ее владельцем, известным днепропетровским бизнесменом Геннадием Аксельродом и его компаньоном Геннадием Корбаном. Но в 2008 году все объекты, в том числе реконструированный ТЦ ‘LIBRARY’ и ТЦ ‘Европа’ неожиданно перешли в собственность других компаний. А к середине 2011 года ‘Спарта’ была признана банкротом и формально перестала нести ответственность за какие-либо займы.
Тем не менее, по состоянию на начало текущего года торговый центр ‘Европа’ (вместе с еще одним крупным ТЦ ‘Пассаж’) снова оказался в собственности компании ‘Аксельрод Эстейт’, половина которой принадлежит Корбану. А Commerzbank принял решение об уходе с украинского рынка. Конечно, говорить о том, что принятие этого решения вызвано только лишь историей в Днепропетровске неправильно. Но, пожалуй, это было решающим событием.
Проблемный кредит по-прежнему таковым и остается. И новым акционерам придется дальше отстаивать свои права в судебном порядке. Как утверждают в банке, ‘Форум’ планирует активно отстаивать свои права и работать с проблемной задолженностью, как в случае с днепропетровским кредитом, так и во всех остальных случаях. В банке уверены, что смогут отстоять свою позицию, которая подкреплена кредитными договорами, и не собираются делать скидку на статус или знакомства того или иного должника.
И очевидно, что пока ‘бизнес по-украински’ не будет работать в рамках цивилизованных законов, Украина по-прежнему не вправе говорить о каком-то ‘продвижении в сторону европейских стандартов’.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!