Как Портнов предлагает реформировать прокуратуру

7 главных изменений.

В начале августа Администрация президента направила в Венецианскую комиссию (ВК) проект нового закона о прокуратуре. Об этом в интервью «Коммерсанту» сообщил советник президента Андрей Портнов, который возглавлял рабочую группу по подготовке документа. Положительный вывод Венецианской комиссии для украинской власти крайне важен – новый закон о прокуратуре даст старт реформе этого ведомства. Ее проведение – одно из 11 условий, на которых Евросоюз согласен подписать с Украиной соглашение об ассоциации.

Регионал Владимир Олийнык, замглавы парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, рассчитывает, что Комиссия обнародует свое решение по этому вопросу в начале сентября нынешнего года. После этого Виктор Янукович направит документ в парламент, где он будет принят до конца октября. «Часть его положений могут вступить в силу уже с 1 ноября 2013 года. Так что на саммите [в Вильнюсе – Forbes] можно будет отчитаться о том, что реформа стартовала», – говорит регионал.

Но не все так гладко. Пока текст законопроекта в Раду не поступал. Сергей Сас, нардеп от «Батьківщини», коллега Олийныка по парламентскому комитету, объясняет: зарегистрировать документ не могут просто технически. В профильном комитете сейчас находится проект закона с аналогичным названием. Документ был принят в первом чтении еще в августе 2009 года и по закону о регламенте автоматически перекочевал в парламент нового созыва. «Для начала необходимо рассмотреть во втором чтении проект, который сейчас находится в комитете. И только если депутаты его не поддержат, президент сможет зарегистрировать свой законопроект», – объясняет Сас.

Новый проект закона о прокуратуре еще не обнародован официально. Но 3 августа текст документа с идентичным названием опубликовало издание «Закон и бизнес». Олийнык, который входил в состав рабочей группы по подготовке проекта закона о прокуратуре утверждает – обнародованный текст идентичен тому, который АП направила в Венецианскую комиссию. Эту информацию Forbes подтвердили и в приемной Портнова.

Представители прокуратуры пока документ комментируют неохотно. В пресс-службе Генпрокуратуры Forbes сообщили, что сотрудники этого ведомства активного участия в его подготовке не принимали, поэтому говорить о нем не готовы.

Оппозиционеры тоже не торопятся давать оценку документу из-за того, что не видели текст. Ниже – 7 ключевых нововведений нового проекта закона о прокуратуре.

№1. Изменение структуры ведомства

Будут ликвидированы все так называемые спецпрокуратуры (сейчас их 122). В частности, речь – о Южной, Западной, Центральной и Крымской прокуратурах по надзору за соблюдением законов в военной сфере и их региональных подразделениях. Также будут ликвидированы подразделения транспортной и экологической прокуратур.

Николай Буртовой, адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры», отмечает, что  транспортные, военные, экологические и другие виды прокуратур, скорее всего, будут реорганизованы в отделы соответствующих местных и региональных прокуратур.

Предполагается также расформировать 24 городские прокуратуры областных центров, где параллельно с городскими прокуратурами действуют еще и прокуратуры городских районов.

№2. Прокуратуру лишат функции общего надзора за исполнением законов

Новая редакция закона о прокуратуре не предусматривает, что это ведомство осуществляет надзор за выполнением законов Украины (пока это зафиксировано в статье 1 действующего закона о прокуратуре).

Сейчас эта функция позволяет сотрудникам прокуратуры по собственной инициативе проводить проверки деятельности всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственных и коммунальных предприятий. После принятия закона право проводить проверки прокуратура потеряет.

Любомир Дроздовский, партнер адвокатского объединения «Хасин и Дроздовский», отмечает, что это нововведение во многом – формальность. Ведь в новой редакции закона (ст. 24) говориться, что прокуроры имеют право доступа в любое госучреждение, а также на государственные и коммунальные предприятия. Руководство этих учреждений обязано предоставить прокурорам копии нужных ему документов и материалов.

№3. Прокуратура получит контроль над сотрудниками МВД, СБУ и налоговой милиции, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью

Проект закона предусматривает корректировку статьи 381.1 Уголовного кодекса Украины. Т.е., если следователи, которые проводят досудебное расследование систематически не выполняют указания прокурора, они могут быть привлечены к криминальной ответственности на срок до трех лет. Действие статьи предлагается расширить и на сотрудников правоохранительных органов, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью.

«Это означает, что прокурор сможет дать следователю или оперативнику любое указание, которое будет обязательно к выполнению. Например, провести проверку того или иного предприятия», – поясняет Дроздовский. По его мнению, эта норма позволит прокуратуре усилить рычаги давления на бизнес. «Потому что и бизнес-конфликты и политические конфликты в Украине решаются открытием уголовных дел», – объясняет юрист. 

№4. Прокуратуру лишат полномочий проводить следствие по криминальным делам

Новая редакция закона о прокуратуре больше не предусматривает, что одной из ее функций будет досудебное следствие (статья 5 действующего закона). Иными словами, прокуратура больше не будет расследовать уголовные дела. Но эти полномочия у ведомства отберут не сразу.

Александра Горяева, управляющий партнер адвокатского объединения «АЛЕМА» обращает внимание, что в переходных положениях Уголовно-процессуального кодекса указано: до создания Государственного бюро расследований сотрудники прокуратуры проводят расследование в отношении судей, сотрудников правоохранительных органов, чиновников высших категорий и людей, которые занимают особо ответственное положение.

«Таким образом возможна коллизия двух правовых норм – УПК, который сохраняет за прокуратурой функцию следствия до создания государственного бюро расследований и нового закона о прокуратуре, который лишает ее этой функции с момента вступления в действие», – отмечает адвокат.

№5. Для контроля над сотрудниками ведомства будут созданы контрольно-дисциплинарные комиссии

Из документа следует, что проверять профессиональный уровень претендентов на должности в прокуратуре будет Высшая контрольно-дисциплинарная комиссия и аналогичные региональные комиссии в областных центрах, Крыму, Киеве и Севастополе (статьи 75 – 82 проекта закона). В состав ВКДК и каждой из региональных комиссий войдут 7 прокуроров, которых назначает Всеукраинская конференция сотрудников прокуратуры и 4 научных сотрудника. Их утверждает съезд представителей вузов и научных учреждений.

Комиссии также будут проводить подбор претендентов на замещение вакантных должностей, рассматривать жалобы на работу сотрудников прокуратуры. Ключевой момент – комиссии будут принимать решение об увольнении с должности сотрудников прокуратуры.

По мнению Николая Буртового, проект закона также предоставляет прокурору надлежащие способы защиты в рамках производства от неправомерных посягательств. А именно – возможность обжаловать решения дисциплинарной комиссии в Высшем совете юстиции или суде.

№6. Вакантные должности будут замещаться только на конкурсной основе

Назначение прокурора на должность происходит исключительно на конкурсной основе, говорится в разделе V проекта закона. Все желающие занять должность прокурора должны будут пройти квалификационный экзамен, в ходе которого будут проверяться уровень теоретической подготовки кандидата, его аналитические способности, практические навыки и знание украинского языка.

Экзамен будет проходить в виде теста. Кандидаты, которые успешно его сдадут, будут обязаны пройти еще и специальную подготовку при Академии прокуратуры Украины (ее создание также предусмотрено законом). Кроме того, квалификационно-дисциплинарные комиссии будут проверять правдивость ведомостей, которые о себе предоставил кандидат на предмет их соответствия закону о противодействию коррупции.

На должность прокурора, по рекомендации этой комиссии, назначает руководитель региональной прокуратуры. Сейчас это делает генеральный прокурор.

«Даже несмотря на то что, процедура получения должности прокурора состоит из 13 этапов, важно то, что все этапы четко выписаны в законе без дополнительных оговорок и отсылочных норм», – считает Буртовой.

№7. Внедрение прокурорского самоуправления

Статья 73 проекта закона предусматривает создание Совета прокуроров. В его состав войдут 11 членов – два представителя Генпрокуратуры, три – от региональных и шесть – от местных прокуратур. Они будут избираться на пять лет и не смогу быть переизбранными.

Совет будет рекомендовать руководителям управлений прокуратуры и Генпрокурору, кого назначать или увольнять с должностей, заниматься защитой интересов прокуровов и рассматривать жалобы на их работу.

Кроме того, как и сейчас, раз в два года будет проходить Всеукраинская конференция работников прокуратуры. Ее делегаты будут назначать и увольнять с должностей членов высшего совета юстиции по квоте ГПУ, членов Совета прокуроров, а также высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии и ее региональных подразделений.

По мнению Любомира Дроздовского, при нынешнем руководстве ГПУ самоуправление будет формальным.

«В Украине свое самоуправление не может создать даже адвокатура. В прокуратуре действует принцип единоначальства и все руководство замкнуто на Генпрокуроре. Поэтому сложно допустить что в этом ведомстве кто-то может открыто выступать с альтернативной точкой зрения – отличной от линии Генпрокурора», – говорит Дроздовский.

Максим Каменев

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *