Что может быть хуже девальвации

Пока эксперты практически единодушно говорят, что в девальвации как явлении ничего катастрофически страшного нет, население с недоверием смотрит в сторону банков и в любую минуту готово бежать менять нацвалюту на доллары.

Банковский ресурс Infobank.by выяснил, а есть ли в финансовой практике примеры более серьезные и неприятные, чем девальвация.

1. Украинский вариант, или ограничение на снятие депозитов

Любимое средство регулирования финансового рынка Украины. Суть его проста. В случае финансовой паники среди населения или других потрясений (например, из-за стремительно развивающейся девальвации или выборов) люди бросаются в банки снимать деньги с депозитов.

А так как банки любой страны не рассчитаны на единовременное снятие всех вкладов, то финансовые структуры могут разориться, обанкротиться. Поэтому финансовый регулятор вводит ограничение на снятие депозитов.

Подобная неприятность случилась в ноябре 2004. Люди, напуганные политической неясностью в ходе выборов, устремились в банки. Национальный банк Украины ввел месячное ограничение по досрочному снятию депозитов для физических и юридических лиц.

11 октября 2008 года Нацбанк Украины на фоне мирового финансового кризиса, воспользовавшись проверенным опытом, опять ввел мораторий на возврат вкладов юридическим и физическим лицам.

Менее чем через два месяца ограничение было снято в связи с тем, что принятая мера не позволила банковским структурам увеличить ликвидность. Она почему-то, наоборот, сократилась.

В феврале 2011 снова прозвучали громкие слова о возможном введении очередного ограничения на снятие…

Последствия. Испорченные нервы у основной массы вкладчиков. Массовое недоверие к банковской системе страны.

2. Кипрский вариант, или банковская экспроприация

В 2012—2013 годах банковская система Кипра столкнулась с рядом финансовых трудностей. Высокий по европейским меркам процент по банковским депозитам (4,45% против 1,5—2% в других странах Еврозоны), высокорисковые инвестиции в греческие облигации и местную недвижимость превратили банковскую систему страны в подобие некой финансовой пирамиды.

А любая пирамида, даже если ее создают такие талантливые ребята, как Сергей Мавроди или Бернард Мейдофф, рано ли, поздно ли, рухнет.

Финансовая система Кипра оказалась на грани ‘неуправляемого дефолта’. Решение, принятое финансистами, было в лучших традициях русских большевиков. Экспроприировать деньги у богатых и за их счет спасти страну.

Планировалось снять 20% средств со вкладов свыше 100 000 евро и 4% со всех незастрахованных вкладов кипрских банков. На практике некоторые вкладчики потеряли от 30 до 80% крупных вкладов.

Если учесть, что более половины депозитов составляли вклады, превышающие 100 тыс евро, кипрская экономика вполне сможет существовать и дальше. Но привлекательным оффшором быть перестанет.

3. Африканский вариант, или мегагиперинфляция

В 80-ых годах прошлого века в Африке было одно самое экономически развитое и богатое государство, называемое Зимбабве. В течение 30 лет в результате каких-то непонятных экспериментов, предпринятых местными властями, Зимбабве умудрилось превратиться в одну из самых бедных стран мира. Даже ее название у экономистов стало словом нарицательным.

Финансовая система страны шла вровень с системой экономической. Зимбабвийский доллар переживал откровенные периоды гиперинфляции. Так как официальной статистики в этой африканской стране не существует, эксперты вольны делать свои расчеты.

Одни экономисты отмечали, что цены в Зимбабве удваивались каждые сутки. Другие — что за 2008 год эти же самые цены выросли на 6,5 новемдециллионов % (новемдециллион — это 10 в 60 степени по короткой шкале, или 10 в 114 степени по длинной шкале).

В итоге 16 января 2009 года Центральный банк Зимбабве выпустил банкноту в 100 триллионов зимбабвийских долларов, а весной того же года вообще отказался от национальной валюты, переведя расчеты в американские доллары.

После этого интерес к горячим африканским парням немного поугас. Но они умудрились взбодрить мировое информационное сообщество уже в начале этого года, когда громогласно заявили на весь мир, что после выплаты заработной платы бюджетникам в казне осталось всего 217 американских долларов.

Комментарии излишни.

4. Латиноамериканский вариант, или дефолт

Такая ситуация, когда с виду экономически сильная страна в силу каких-то перекосов в своем развитии не в состоянии платить по внутренним и внешним долговым обязательствам.

За последние 20 лет дефолты произошли в Мексике в 1994 году, в России в 1998 году, в Аргентине в 2001-м, в Уругвае в 2003-м.

Причины, вызвавшие финансовую несостоятельность, во всех странах были разными. Но всегда приводили к одинаковым последствиям: бегству капитала из страны, девальвации, обесцениванию государственных облигаций, росту безработицы.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *