Почему Константин Жеваго может расстаться с банком "Финансы и Кредит"

На фоне продолжающегося давления на бизнес Константина Жеваго по рынку пошли слухи о возможной отставке бессменного главы банка ‘Финансы и кредит’ Владимира Хлывнюка. Что это значит для банка ‘Финансы и кредит’ и для всей группы в целом?

Проблем у банка ‘Финансы и Кредит’ хватает, как, впрочем, у большинства банков после кризиса. Но у ‘ФиКа’ может стать на одну проблему больше — на рынке все громче говорят о том, что Владимир Хлывнюк, глава правления ‘Финансы и Кредит’, после отпуска (который должен закончиться 7 октября) может не вернуться в банк.

В пресс-службе эту информацию традиционно не подтверждают. Впрочем, источники в банке напоминают, что похожие заявления Владимир Григорьевич делал еще в 2006 и 2009 годах, однако все равно в результате оставался в кресле главы правления банка. Сам Владимир Хлавнюк, пользуясь священным правом человека не брать трубку в отпуске, на вопросы Delo.UA не ответил.

Отставка топ-менеджера, проработавшего в банке более 17 лет, 11 из которых им руководил, выглядит удивительно. Владимир Хлывнюк хоть и является нанятым менеджером, но именно он выстраивал работу банка как ключевого звена в финансово-промышленной группе Жеваго. Поэтому если информация о его уходе таки правда, то основания для этого решения должны быть более чем веские. Какие?

Проблем больше, чем денег

Финансовое положение банка в последнее время перманентно ухудшается. Прибыль банка в І полугодии 2013 года составила лишь 2,26 млн грн, что не идет ни в какое сравнение с результатами банков из первой ‘двадцатки’. Международное рейтинговое агентство Moody’s подтвердило низкие рейтинги банка ‘Финансы и Кредит’ на уровне Caa1/Ba2.ua. Агентство отмечает, что подтверждение рейтингов украинского банка на низком уровне отражает невысокие показатели его прибыльности, риски рефинансирования и слабую капитализацию.

Учитывая нелояльность действующей власти к Жеваго, банк, ко всему прочему, еще и является самым уязвимым звеном в группе. Тем более что у Жеваго сегодня есть куда более важный вопрос — сохранение контроля над Ferrexpo. На бизнес компании может повлиять судебный спор относительно легитимности владения этой компанией 40,19% акций Полтавского ГОКа — основного актива группы.

Банк также входит в число рекордсменов по количеству судов с заемщиками — их больше 10 тысяч. Но главное, даже выигрыш в судах не всегда сулит банку возвращение активов.

Так, к примеру, в конце мая Хозяйственный суд Киева признал право собственности банка ‘Финансы и Кредит’ на имущество АО ‘Карловского завода сухого молока’ и АО ‘СОММАС’, входящих в группу предприятий ‘Клуб Сыра’. Иски были поданы в рамках многолетнего спора между ‘ФиК’ по взысканию задолженности с группы предприятий ‘Клуб Сыра’ на сумму свыше 250 млн гривень.

Однако стоимость отсуженных заводов не превышает $10 млн, что более чем в три раз меньше задолженности компании перед банком. Карловский завод сухого молока и компания ‘Соммас’ не работают уже несколько лет. К тому же для банка это непрофильные активы, на которые еще нужно найти покупателей. Так что даже когда решение принимается в пользу банка — что происходит далеко не всегда — денежной отдачи от выигранных исков крайне мало.

‘Финики’ на продажу

Давление на Жеваго и негативные результаты банка вынуждают главного акционера, хоть и не публично, но искать покупателей на не очень привлекательное финучреждение. И если за Ferrexpo и Полтавский ГОК Жеваго будет держаться до конца, то с банком ‘Финансы и Кредит’ он, хоть и болезненно, но сможет расстаться.

Интерес бизнесмена к собственному банку падает и по другим причинам. Если раньше собственное финучреждение могло активизировать кредитования всей группы, то теперь банк все больше является обузой для Жеваго — как бизнес он не прибыльный, и былой помощи группе приносить не может, ведь НБУ готов закрывать глаза на родственное кредитование только для некоторых ФПГ.

Но покупатели явно не стоят в очередь за банком. Пресс-служба банка оставила без комментариев возможную продажу финучреждения. Очевидно, что в ближайшее время сделки ожидать не стоит, считает глава Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. Но в то же время подтверждает, что банк ищет покупателя. С каким дисконтом банк может быть продан ‘ФиК’, глава АУБ сказать затруднился.

При этом Константин Жеваго предпринимает попытки повысить инвестиционную привлекательность ‘Финансов и Кредита’. Как сообщает Moody’s, в конце августа в финучреждении приняли решение к концу 2014 года увеличить уставной фонд на 1,3 млрд грн. А ранее, в первом полугодии, в фонд ‘влили’ 200 млн грн.

Инвестаналитики считают такой шаг вполне логичным. ‘Учитывая то, что основные возможные покупатели уже приобрели банки в Украине, продажа маловероятна. Тем более, сейчас банки за исключением нескольких продаются с низкими мультипликаторами. Жеваго это просто невыгодно. Лучшим решением сейчас было бы докапитализировать банк и оставить продажу до лучших времен’, — считает Александра Сницаренко, директор инвестиционно-банковской деятельности ИГ ‘АРТ Капитал’.

‘Сейчас не время для продажи банков, кроме того финучреждение является практически главным звеном в финансово-промышленной группе Жеваго в части финансирования и перераспределения прибыли’, — также сомневается в целесообразности продажи старший партнер адвокатской компании ‘Кравец и Партнеры’ Ростислав Кравец.

Финансово-кредитные схемы

То, что банк еще нужен Жеваго, доказывает и недавний судебный процесс с кременчугским ПАО ‘АвтоКрАЗ’, которое входит в ФПГ ‘Финансы и Кредит’, которое банк проиграл и выплатил компании Жеваго 100 млн грн. Соответствующее решение Высшего хозяйственного суда Киева было обнародовано в реестре судебных решений.

Цели подобных судебных дел до конца не понятны. Тут возможны две схемы — как вывод средств банка, так и выдача кредита связанному лицу, рассказывает Ростислав Кравец, причем второе более вероятно. Таким образом, банк может обходить нормативы НБУ.

‘Я не думаю, что стоит говорить о мошенничестве, скорее о кредитовании либо уклонении от уплаты налогов. Ведь уплаченные 100 млн грн заемщик вполне законно относил за эти три года на затраты’, — делится соображениями юрист.

В юридической компании ‘Саенко и Харенко’ данное дело отказались комментировать, сославшись на то, что Константин Жеваго является их клиентом.

Доказать ‘схемность’ в таких действиях очень тяжело, так как решения принимаются судебными инстанциями. Однако если НБУ удастся доказать противозаконность этой схемы, то последствия для банка могут быть крайне тяжелыми — вплоть до приостановки действия лицензии. А с учетом, что к группе Жеваго ‘особое’ внимание, банк может подставить себя под удар.

‘Не исключено и то, что таким образом собственник группы подстраховывается и готовит возможные варианты выведения активов в кратчайшие сроки’, — констатировал Ростислав Кравец.

В случае если давление на группу будет расти, а покупателей на банк не найдется, из него подобным образом могут вывести свободную денежную ликвидность, часть проблемного портфеля продать коллекторам, и в результате, уже через год продать лишь лицензию и здание главного офиса.

Отступление по всем фронтам

А давление, судя по всему, продолжится. Сегодня дела у Жеваго идут не лучшим образом. Так, в 2012-м году чистая прибыль его основного актива FERREXPO PLC снизилась в 2,7 раза, до $215,6 млн.

Компания столкнулась с проблемой невозмещения НДС. За год сумма зависшего налога выросла на 76%, до $302 млн. Через шесть месяцев ситуация особым образом не изменилась. Во всяком случае, в отчетности Ferrexpo за I-полугодие 2013-го объем невозмещенного ей налога указан почти такой же — $305 млн. И это несмотря на то что в целом, ситуация с компенсацией НДС в отрасли несколько стабилизировалась.

К тому же до сих пор тянется судебный процесс по делу легитимности владения компанией бизнесмена 40,19% акций Полтавского ГОКа. Решение не в пользу Жеваго может нанести серьезный удар по его бизнесу.

Кроме того, еще весной компания Okean BV, входящая во влияния Константина Жеваго совместно с Belmont Industries Inc., проиграла суд о возмещении 625 млн гривень по делу банкротства Николаевского судостроительного завода ‘Океан’. Основную часть денег отсудил Вадим Новинский (через компанию ‘Консалтинг-Гамма’), таким образом, оставив Жеваго с носом.

Данные события показывают, что бизнес Жеваго не может похвастаться устойчивостью. Да и к тому же роль банка ‘Финансы и Кредит’ в делах бизнесмена уменьшается. Ferrexpo имеет доступ к более дешевым внешним ресурсам, а любая крупная сделка банка с другими активами может подвесить финучреждение на крючок НБУ. Как следствие, появляются ‘автоКрАЗовские’ схемы.

Все эксперты сходятся в одном: сегодня Константин Жеваго, понимая возможные сценарии дальнейших событий, ищет пути выхода (или вывода?) из сложившейся ситуации. И возможно, в них не найдется место некогда самому любимому активу бизнесмена — банку ‘Финансы и Кредит’.

Дело

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *