Украинские компании ищут замену кредитованию

Если бы отечественные компании составляли рейтинг инструментов заимствования, они единогласно бы поставили на первое место кредитование.

В нынешней экономической ситуации выбор оправдан — все остальное слишком сложно и рискованно. Однако сейчас получить кредит на выгодных условиях практически невозможно, отмечают эксперты. И потому многие покидают свою ‘зону комфорта’, несмотря на крайне неблагоприятный бизнес-климат.

Понятное и близкое

Недавнее понижение суверенного рейтинга Украины агентством Moody’s до Caa1 (означает низкое качество долговых обязательств и высокий кредитный риск) значительно усложнило и до того непростое положение украинских заемщиков. Даже те, у кого дела идут лучше, чем у большинства, склоняются к привычным для промышленников инструментам. ‘Все способы привлечения средств имеют свои плюсы и минусы,— рассказал ‘Ъ’ директор по финансам крупнейшей частной энергетической компании страны ДТЭК Всеволод Старухин.— Например, мы отдаем предпочтение долгосрочным необеспеченным кредитным линиям в сотрудничестве с проверенными партнерами — лидерами финансовых рынков Европы, России и США’. Компания также осуществляет выпуск еврооблигаций.

На сегодняшний день выбор небольшой. И потому участники рынка называют кредитование самым простым и распространенным инструментом привлечения ресурсов. Как рассказала ‘Ъ’ вице-президент инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Дарья Волченко, ее компания в этом году организовывала несколько тендеров среди коммерческих банков для выдачи кредитов крупным промышленным предприятиям. ‘Мы видим, что банки заинтересованы в кредитовании украинских компаний’,— отметила госпожа Волченко.

Впрочем, это не означает, что в этой сфере все так просто. ‘Из-за высокой стоимости гривневого ресурса и премии за риск, которую украинские банки закладывают в стоимость кредита, размер процентных ставок остается высоким’,— поясняет госпожа Волченко. Опрошенные ‘Ъ’ участники рынка отмечают, что кредит, полученный в украинском банке, может стать весьма обременительным. Для того чтобы привлечь долгосрочную кредитную линию на длительный период времени, лучше выйти на внешние рынки, поясняет региональный директор по продажам корпоративного бизнеса Фидобанка Андрей Костюк. ‘Но для получения кредита в иностранном банке компания должна соответствовать очень жестким требованиям’,— отмечает эксперт. Господин Старухин говорит, что для этого необходимо убедить кредитора в том, что бизнес ведется прозрачно, бизнес-процессы стабильны, а результаты прогнозируемы.

Непривычные обязательства

В сложившейся ситуации выпуск еврооблигаций становится популярным даже для тех компаний, которые никогда не использовали подобные инструменты. ‘В этом году мы осуществили дебютный выпуск еврооблигаций на сумму $500 млн на пять лет на международных рынках долгового капитала и очень довольны результатом’,— заявили в пресс-службе ‘Укрзализныци’.

К этому способу финансирования обращаются и те, кто вполне мог бы себе позволить и другие виды заимствований. Начальник отдела по работе с инвесторами и СМИ ‘Мироновского хлебопродукта’ (МХП) Анастасия Соботюк объяснила выбор компании в пользу еврооблигаций тем, что в Украине трудно привлечь длинные деньги (5-7 лет) под приемлемые проценты — 8-11% годовых. Альтернативой являлись синдицированные кредиты, однако они также относятся к коротким деньгам. Госпожа Соботюк отметила, что в МХП остались довольны выбором этого инструмента. Выпуск еврооблигаций предполагает привлечение широкого круга инвесторов, что исключает зависимость от одного кредитора и позволяет снизить затраты на обслуживание долга за счет более низкой ставки процента по облигациям.

Впрочем Дарья Волченко отмечает, что еврооблигации целесообразно выпускать на сумму от $100 млн, а для достаточной ликвидности — не менее чем на $200 млн. По ее словам, раньше среди украинских компаний пользовались популярностью Люксембургская и Лондонская биржи, однако в последнее время они все чаще выбирают Ирландскую биржу. ‘На наш взгляд, основное различие между биржами — требования к раскрытию информации и скорость обработки документов, тогда как все ключевые для размещения параметры — например, доступ инвесторов, механизм торгов — практически идентичны’,— отмечает госпожа Волченко.

По словам директора инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Юрия Астахова, в этом году также заметна активность на рынке гривневых облигаций. ‘Бывают благоприятные ‘окна’, когда у основных покупателей облигаций — локальных банков — появляется готовность инвестировать свободную гривну в покупку облигаций, а также ослабевают девальвационные ожидания. В этом году мы видели успешное размещение облигаций нескольких банков’,— говорит эксперт. Однако активность выпуска облигаций среди предприятий намного меньше из-за высоких ставок и достаточно жестких требований инвесторов: они еще помнят о волне реструктуризации во время кризиса, и поэтому очень избирательно покупают облигации сейчас.

С риском по жизни

Между тем в сегодняшних непростых условиях некоторые заемщики не исключают использование и более сложных инструментов. По словам Юрия Астахова, ряд крупных украинских компаний рассматривает возможность IPO в 2013 году, однако пока воздерживается из-за низких мультипликаторов и ограниченного спроса со стороны инвесторов. Однако этот инструмент доступен только крупным игрокам, которые должны приложить немало усилий для подготовки.

Господин Костюк отмечает, что этот способ сейчас гораздо более проблематичен, чем два предыдущие. Продажа части акций — это самый длительный процесс привлечения денег, поскольку компания должна пройти ряд процедур, призванных сделать ее привлекательной и понятной для новых акционеров. Размещения проводятся на уровне материнских структур, зарегистрированных в зарубежных юрисдикциях, поскольку украинское законодательство и правосудие не в состоянии защитить права миноритарных акционеров. Наконец, главная сложность — проведение IPO — требует изменения психологии собственников, которые, продав часть акций, перестают быть единоличными хозяевами предприятия. ‘Публичность лишает компанию возможности быстро реагировать на финансовые вызовы. Однако это не означает, что мы не сможем обратиться к этому инструменту через год-два’,— рассказал ‘Ъ’ один из владельцев крупной финансово-промышленной группы на условиях анонимности. Но продажа части акций, по словам директора инвестиционно-банковской деятельности ИГ ‘АРТ-Капитал’ Александра Сницаренко, как правило, является безвозвратной.

Ирина Черныш, Екатерина Сакова

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *