Российские банки могут заблокировать карты клиентов без контактных данных

С 1 декабря Ситибанк может заблокировать карты тех клиентов, которые не предоставят актуальные номера своих мобильных  телефонов. Кредитная организация таким образом пытается обновить базу контактов, чтобы с 2014 года, когда вступят в силу новые нормы закона, уведомлять клиентов о совершенных транзакциях по картам. Ее примеру могут последовать и другие банки.

С 2014 года в силу вступят положения 9-й статьи закона «О национальной платежной системе», согласно которым банки в обязательном порядке должны уведомлять клиентов о совершенных транзакциях. Чтобы не нарушать законодательство, банки сейчас собирают актуальные номера сотовых телефонов своих клиентов. В частности, Ситибанк в разосланном клиентам письме (есть в распоряжении РБК daily) предупреждает о том, что если до 1 декабря не получит такого номера, то «вынужден будет приостановить действие банковской и/или кредитной карты клиента и ограничить его доступ к системам CitiPhone и Citibank Online до того момента, как актуальный номер мобильного телефона будет предоставлен». При этом Ситибанк уточнил, что клиенты, не предоставившие номер мобильного телефона, смогут продолжать пользоваться счетами и осуществлять банковские операции в отделениях кредитной организации.

«Мы целый год пытаемся собрать актуальные номера сотовых телефонов наших клиентов, просто в последний месяц увеличили активность. Мы просим предоставить соответствующую информацию тех клиентов, чьих контактов у нас нет в базе», — рассказал РБК daily руководитель управления кредитных карт Ситибанка Юрий Топунов. По его словам, согласно условиям обслуживания Ситибанка, клиенты должны предоставлять в банк всю актуальную информацию о себе своевременно. По его словам, банк пытается достучаться до клиентов всеми возможными способами: письмами, звонками на указанные в договорах телефоны, адреса электронной почты, по всем контактам, которые клиенты сообщили банку.

Г-н Топунов объясняет стремление банка обновить базу до 1 декабря тем, что перед новым годом клиенты скорее всего разъедутся и будет сложно их разыскать. «Мы не хотим ажиотажа в преддверии новогодних праздников», — отмечает он.

Юрий Топунов в карточном бизнесе работает давно. Он был одним из первых сотрудников команды Ситибанка по запуску бизнеса кредитных карт, начав работу в банке в августе 2003 года. Занимаясь в том числе кобрендами, он долго изучал предпочтения клиентов. При нем Ситибанк запустил кобренды с «МегаФоном», Lufthansa, с Московским метрополитеном.

Несмотря на предупреждение, которое озвучено Ситибанком в письме клиентам, г-н Топунов  говорит, что банк пока не принял окончательного решения по тому, какие ограничения могут быть введены по картам тех клиентов, которые вовремя не предоставят актуальные номера мобильных. «Наша задача, чтобы клиенты могли этими картами продолжать пользоваться. Но они, безусловно, должны сообщить нам свои актуальные данные», — подчеркнул г-н Топунов.

Другие кредитные организации, обновляя базу телефонов, также рассматривают крайние меры, которые могут заставить клиентов сообщить необходимую информацию. Например, начальник отдела развития альтернативных каналов продаж Райффайзенбанка Наталия Масарская сказала, что не исключает  сценарий временной блокировки электронных средств платежа клиентов, не предоставивших банку актуальных контактных данных. «Но это крайний случай и пока говорить о нем преждевременно», — добавила она, отметив при этом, что если у банка не будет сотового номера клиента, он другим способом  уведомит клиента  о карточных операциях, например письмом по электронной почте.

В ВТБ24, «Уралсибе», Газпромбанке и Связь-банке РБК daily сообщили, что они на регулярной основне обновляют данные о клиентах, но о введении каких-либо санкций в отношении клиентов, не предоставивших актуальные сведения, пока не думают. В Сбербанке, Росбанке, Промсвязьбанке (входят в десятку крупнейших банков по числу активных карт в обращении) не смогли сообщить, обновляют ли они свои базы данных сотовых телефонов клиентов и будут ли вводить санкции в отношении тех, по кому хранятся старые сведения.

«Такая мера воздействия, как блокировка карт, актуальна для тех банков, у которых много зарплатных проектов, — рассуждает менеджер крупного банка. — Зарплатные клиенты, как правило, менее активны во взаимодействии с банком, они получают зарплату на карточку и в ближайшем банкомате просто снимают наличные, все общение с банком на этом и заканчивается». По его мнению, блокировка карт за отсутствие актуальных данных о клиенте сводит риски нарушения 9-й статьи закона «О национальной платежной системе» для банка к минимуму.

Наталья Старостина

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *