РФ: Страховщикам обещают аккуратную зачистку

В ближайшие 6-9 месяцев число страховых компаний может сократиться на 50-70, заявил вчера замруководителя Службы по финансовым рынкам ЦБ (СФР) Игорь Жук. Всего их сейчас 410.

Орган страхового надзора не делит страховые компании на крупные и мелкие, но в первую очередь интересуется отношением активов страховщика к его обязательствам, объяснил Жук. «Приоритетная задача надзора — проверка активов компаний на межотчетные даты», — заявил он (цитаты по «Прайму» и «Интерфаксу»).

Представитель СФР попросил считать слова Жука его экспертным мнением. Руководитель СФР, первый зампред ЦБ Сергей Швецов объяснил, что ЦБ намерен навести порядок на страховом рынке, но обещает действовать деликатно. «У ЦБ нет задачи определения численности игроков страхового рынка, но есть задача по качественному улучшению надзора за их активами и резервами участников. ЦБ сопоставляет отчетности на отчетные и межотчетные даты и периодически по факту выявляет серьезные несоответствия установленным требованиям. Те компании, у кого есть существенная разница в отчетности, вызывают у нас вопросы. Но это отнюдь не означает, что мы сразу отзовем лицензию. Если их активы нас не устраивают, мы запросим у компаний план восстановления платежеспособности — есть процедуры», — заявил Швецов «Ведомостям».

Жук уже четвертый представитель регулятора, обещавший страховщикам массовые отзывы лицензий, отмечают участники рынка. Первым в октябре стал начальник отдела банкротства СФР Константин Шамшев, прочитавший на одной из конференций чужой доклад о том, что признаки банкротства выявлены у 40% компаний и восемь входят в 20 крупнейших. Спустя неделю первый замруководителя СФР Владимир Чистюхин, выступая в Госдуме, поделил рынок на три группы: те, у кого есть страхователи, пустышки с набором лицензий, а также компании, «не ведущие реального бизнеса, и компании, что могут использоваться для налоговых и иных схем». Компаниям из второй и третьей групп он обещал открыть дверь для выхода с рынка, подчеркнув, что таких «меньшинство».

Еще через неделю, 18 октября, уже Швецов обнаружил в страховщиках сходство с банками, заявив, что «нужно очищение отрасли» от игроков с «иной моделью» (не подразумевающей услуги страхового характера и схему «наберут премий и исчезнут»), а также когда собственники не формируют резервы или приобретают активы по завышенной стоимости.

«Видимо, это и есть группа из 50-70 компаний, если использовать “экспертные оценки” Жука», — иронизирует топ-менеджер крупной компании. «Жук выбрал интересную позицию, может быть, он что-то знает или управляет этим процессом? Сложно предугадать регулятора. Но если такие вещи говорит эксперт регулятора — наверное, он что-то знает», — полагает владелец крупного страховщика.

После отзыва лицензий у ОСАО «Россия» и Мастер-банка такие заявления становятся все более чувствительными для рынка, отмечает аналитик S&P Виктор Никольский: «Ситуация с несоответствием отчетности на отчетные и межотчетные даты на рынке есть. И у ЦБ есть инструменты, чтобы отследить эти факты. В автокаско и ОСАГО активизировались компании, [у которых] в следующем году могут банально закончиться деньги».

С рынка в среднем уходит до 100 компаний в год, говорит замдиректора «Эксперт РА» Павел Самиев, усиление надзора позволяет ожидать, что их будет больше. «Как и ситуация с “Россией” была предсказуема на фоне ужесточения надзора, так и новые шаги скорее коснутся либо мелких страховщиков, игроков в убыточных сегментах, с недостатком резервов, либо схемотехников», — рассуждает он. Такое вполне возможно, согласна Татьяна Никитина из НРА: регулятор неоднократно обращал внимание на эти проблемы.

Агентства намерены пересмотреть рейтинги у ряда компаний, но называть их наотрез отказываются, опасаясь обвинений в создании черных списков. «Мы планируем пересмотр ряда рейтингов, ситуация на банковском рынке отражается на наших действиях в отношении страховщиков, — замечает Самиев. — У большого числа из них есть депозиты или активы в банках». «Дополнительно нагнетать обстановку, составляя расстрельные списки, не стоит», — подчеркивает Никитина.

«Одни угрозы», — спокоен один из страховщиков, напоминая, что, несмотря на все разговоры, все, что пока сделал ЦБ, — отозвал лицензию «России». При этом ни инструментов санации страховщиков, ни досудебного урегулирования убытков, что помогло бы сгладить обстановку в автостраховании, так и нет. Зато готовятся поправки, которые вводят в УК специальный состав преступления для сотрудников финансовых компаний за искажение отчетности — до четырех лет лишения свободы и штраф в 500 000 руб. или в размере дохода за 1,5 года.

Юрий Нехайчук

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *