Ритейлеров бытовой техники заставляют работать по-венесуэльски

Когда власти Венесуэлы не смогли преодолеть экономические трудности и инфляцию – наиболее высокую в Латинской Америке – одним из решений президента страны Николаса Мадуро стала принудительная продажа бытовой техники и электроники со скидками 70-90%. Для контроля над процессом магазины крупных торговых сетей заняла армия. Это стало очередным ударом по имиджу страны, но повысило популярность Мадуро.

Теперь что-то подобное – со своими национальными особенностями – происходит и в Украине. Так, 4 декабря Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей оштрафовала сеть магазинов «Фокстрот» в одной лишь Одесской области на 401 млн гривен. Конечно, от уплаты в бюджет этой гигантской суммы, которая может еще вырасти (в области находится лишь 13 из 226 магазинов сети), обычные украинцы вряд ли что-то выиграют. Впрочем, глава Госпотребинспекции Сергей Орехов убежден, что это делается для блага народа.

«Разбирательства с компаниями-производителями или торговыми сетями могут длиться годами, а люди, пострадавшие от их халатности, вынуждены нести на себе груз последствий и, зачастую, весьма трагических», – сообщил чиновник в одном из интервью.

«Зачем нас уничтожают? – недоумевает совладелец компании «Фокстрот» Валерий Маковецкий. – Ведь после уплаты штрафа мы не сможем рассчитаться ни с работниками, ни с поставщиками, ни с банками».

Маковецкий считает, что Госпотребинспекция намерена увеличить штраф для «Фокстрота» до 1 млрд гривен, а для сетей «Эльдорадо» и «Comfy» – до 500 млн гривен.

По словам бизнесмена, после такого нескольким десяткам тысяч его работников и работников конкурентов останется только ехать на Майдан.

Разворачивание конфликта

По словам Орехова, в сентябре у многодетной семьи на Киевщине случилось горе: сгорел дом. А причиной тому стало короткое замыкание в холодильнике «Samsung».

Это событие вспомнила и начальник Госпотребинспекции в Одесской области Людмила Варавва, которая попыталась объяснить журналистам, зачем понадобилось налагать такой огромный штраф.

«Как ни печально об этом говорить, но причиной подобных проверок послужило происшествие в Киевской области. Там из-за неисправностей произошло короткое замыкание в холодильнике «Samsung», к счастью, никто не пострадал, но семья осталась без крыши над головой. Туда даже приехали представители компании «Samsung», чтобы лично разобраться в инциденте», – заявила Варавва (цитируется по ИнА Причерноморье)

Впрочем, по словам представителя «Samsung» Виталий Кузнецов, который в четверг принял участие в совместной пресс-конференции ритейлеров и производителей, независимая экспертиза установила, что причина пожара – старая проводка в доме.

Трагический случай стал отправной точкой для ряда внеплановых проверок, в результате которых на значительные суммы были оштрафованы «Фокстрот», «Эльдорадо» (102 млн гривен) и «Эпицентр» (52 млн гривен).

Другая крупная сеть «Comfy» пока отделалась небольшим штрафом в 85 тыс. гривен. Как передает УНИАН, по информации Орехова, Госпотребинспекция зафиксировала нарушения, которые были допущены магазинами сети при торговле электрочайниками Kenwood и Phillips, тепловентиляторами Delonghi, холодильниками-морозильниками Indesit.

«Эти марки были выбраны для проверки, исходя из статистических данных причин возникновения пожаров», – сказал Орехов, сославшись на НИИ гражданской защиты.

Реальная статистика

В самом научно-исследовательском институте придерживаются другого мнения.

«Абсолютно не согласен (с утверждением Орехова – ред.)», – сказал Павел Иллюченко, начальник отдела испытаний электротехнических приборов на пожарную безопасность Украинского НИИ гражданской защиты.

По словам эксперта, институт не располагает статистикой, по которой можно было бы определить пожароопасность продукции той или иной марки.

«В статистике говорится лишь о количестве пожаров, которые были вызваны определенным видом бытовой техникой, марка и год производства не указываются, – отметил Иллюченко. – Так что это могут быть приборы, выпущенные еще в 90-х годах»

По его словам, Госпотребинспекция пользуется услугами института нечасто: за 2013 год была заказана лишь одна проверка. Тогда институту передали два десятка приборов.

«Некоторые действительно не соответствуют нашим нормативам», – отметил эксперт, отказавшись назвать марки, которые не прошли испытания.

Запутанные показания

На пресс-конференции 28 ноября глава Госпотребинспекции заявил, что практически все крупнейшие торговые сети Украины всегда продавали и по сегодняшний день продают низкокачественный контрафакт известных марок. При этом отсутствие инициативы со стороны производителей чиновник объяснил тем, что украинские ритейлеры вступили в сговор с представительствами иностранных компаний.

«У нас на территории их представители – они просто сошлись с нечестным бизнесом. Я не называю это бизнесом, когда торгуют контрабандой, когда зарабатывают 300% прибыли на здоровье наших потребителей», – заявил Орехов.

Конечно, такое беспокойство о здоровье граждан весьма похвально. Правда, в законе Украины «О рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» прямо говорится, что при выявлении признаков фальсификации продукции или нарушения прав интеллектуальной собственности (т.е. контрафакта) органы рыночного надзора должны лишь передавать информацию о правонарушениях другим уполномоченным органам. Таким образом, Госпотребинспекция не может налагать штрафы за продажу фальсифицированной техники.

Впрочем, еще в августе глава надзорного ведомства об этом факте помнил.

Тогда он обвинял «Эпицентр» и «Эльдорадо» в торговле контрафактной продукцией под маркой Interline, однако почему-то говорил лишь о передаче материалов в Генпрокуратуру.

Сумма штрафа

Откуда же взялись такие огромные суммы и почему «Фокстрот» оштрафовали на 401 млн гривен, а «Comfy» – только на 85 тыс. гривен?

По словам начальника юридического отдела «Фокстрот» Алексея Конашевича, все дело в том, что для наложения штрафов Госпотребнадзор может использовать два разных закона – «О защите прав потребителей» и «О рыночном надзоре». В одном случае штрафы рассчитываются от необлагаемых налогом минимумов, в другом – от месячного оборота компании.

«Согласно украинскому законодательству, в случае уклонения от выполнения данного предписания ритейлер должен заплатить штраф в размере пяти тысяч необлагаемых налогом минимумов, что на сегодняшний день составляет порядка 85 тыс. гривен», – заявил Орехов.

Здесь речь идет о предписании убрать определенную продукцию с полок. То есть ту, которую забраковали в процессе проверки и которая может представлять опасность для потребителя.

При этом миллионные штрафы появились из-за использования достаточно необычной нормы закона «О защите прав потребителей», которая предусматривает штраф 1-10% от месячного оборота компании. Такое наказание применяется в том случае, если представители торговой сети препятствуют инспекторам получить доступ к товарам или сопроводительной документации к ним. Причем речь идет не об обороте одного магазина, а всей компании. Отсюда и такие заоблачные суммы.

Стоит отметить, что в отличие от других штрафов, которые могут налагать проверяющие органы, санкции, предусмотренные законом «О защите прав потребителей», не приостанавливаются в случае их оспаривания в суде.

«Нам придется заплатить до решения суда», – сказал Конашевич.

Юрист отметил, что процесс возврата денег из госбюджета может занять немало времени.

«Помощь» производителям

Согласно сообщению Госпотребинспеции, ведомство через дипломатические каналы отправило одиннадцати крупнейшим мировым производителям предложение вместе побороться с контрафактом на украинском рынке. Письма якобы были отправлены компаниям Sony, Philips, LG, Gorenje, Bosch, Indesit, Samsung, Delonghi, Whirlpool, Miele, Electrolux.

Впрочем, LG Electronics Украина уже опровергла данное заявление. Конечно, если предположить преступный сговор местных представительств и торговых сетей, то это опровержение ничего не стоит. Однако документ, который распространила Госпотребинспекция в качестве доказательства своей позиции, содержит просьбу компаний LG и Sony проверить лишь один из магазинов City.com.

«Я очень часто хожу в «Фокстрот», «Эльдорадо», «Comfy». Смотрю, как расставлены товары, как представляется наша марка. Мне приходят отчеты из наших региональных офисов. И я ни разу не сталкивался с контрафактной продукцией», – заявил представитель Samsung Виталий Кузнецов на совместной пресс-конференции крупнейших ритейлеров и производителей.

Впрочем, несмотря на заверения зарубежных компаний, начальник отдела испытаний электротехнических приборов Павел Иллюченко отметил, что иногда не проходит проверку и техника известных брендов.

Михаил Багинский

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *