Российские банки все ближе к кризису доверия образца 2004 г.

Они сокращают межбанковское кредитование, которое становится дорогим, и это грозит коллапсом всей системе.

В пятницу, в день отзыва лицензий сразу у трех банков — Инвестбанка, Банка проектного финансирования и Смоленского банка (см. статью на стр. 10), — Московская международная валютная ассоциация (ММВА), объединяющая профучастников межбанковского рынка, «с тревогой и сожалением» отметила, что среди изначальных причин возникновения трудностей у этих банков фигурирует «потеря ликвидности».

«Это означает, что регулятивные усилия вкупе с действиями правоохранительных органов и недобросовестных конкурентов начинают приносить свои плоды — из частных банков средства вкладчиков и клиентов устремляются в банки с государственным участием», — говорится в заявлении ассоциации. Она предупреждает, что доверие к банкам падает и «грозит вылиться в новую волну банковского кризиса». Цепная реакция, по ее мнению, приведет к возникновению проблем фатального характера у большого круга и абсолютно добросовестных участников рынка, в том числе уже и у банков из топ-50.

Первое письмо ММВА выпустила после отзыва лицензии у Мастер-банка. В день отзыва лицензии у Мастер-банка за нарушение антиотмывочного закона, 20 ноября, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила в Госдуме: «Он не один такой, но таких банков немного». С июля, после прихода Набиуллиной на пост председателя ЦБ, было отозвано более 25 лицензий. Тогда ассоциация выступила против нагнетания нервозности на банковском рынке громкими заявлениями представителей ЦБ о том, что чистка продолжится.

«Реакция рынка на подобное событие последовала незамедлительно», — вспоминают аналитики Промсвязьбанка: участники предпочли закрыть длинные позиции по рублю, а на рынке МБК наблюдался резкий рост процентных ставок при сохранении свободной ликвидности в банковской системе на довольно комфортном уровне.

Теперь ситуация с закрытием лимитов друг на друга усугубилась. «Полная остановка рынка межбанковского кредитования (МБК), важнейшего инструмента поддержания и управления денежной ликвидностью, не за горами и будет означать новый, очередной по счету коллапс банковской системы, вслед за чем последует резкое ухудшение условий для свободной конкуренции и передел сложившегося бизнеса в ней», — предрекает ММВА.

На рынке полноценно работает только «первый круг» (банки, входящие в топ-10 по размеру активов), ситуация не улучшается, сетует руководитель отдела торговых операций небольшого банка. Новые отзывы лицензий, по его наблюдениям, только «подливают масла в огонь»: «Мы еще работаем на межбанке, но контрагентов стало очень мало».

«Мы живем в условиях дефицита ликвидности, и по нашим планам этот дефицит будет возрастать достаточно большими темпами», — предупреждал недавно руководитель службы Банка России по финансовым рынкам (СФР) Сергей Швецов.

Закрытие встречных лимитов между небольшими банками перенаправило операции по размещению излишней ликвидности в наиболее крупные кредитные организации, практически лишив сегмент малых игроков доступа к ресурсам денежного рынка, пишут аналитики Промсвязьбанка, при этом крупные банки повысили ставки, увеличив стоимость рисковой компоненты. В пятницу ставка overnight MosPrime была 6,54% — больше в последний раз было после отзыва лицензии у Мастер-банка (6,6%).

На рынке сформировались оазисы ликвидности из крупных банков, указывают они, сопоставляя происходящее с событиями 2004 г., известными как кризис доверия.

«Население подвержено атакам со стороны различного рода спекулянтов. Стресс-сценарий для банков — это потеря 30% депозитов, но выносят и по 40, и по 50%. Как это может выдержать нормальный банк?» — задавался вопросом предправления банка «Веста» Виктор Жидков на IX Международном репо-форуме в среду. Он указывал, что население особенно подвержено панике в регионах, поскольку москвичи более устойчивы к кризисам.

«Для небольших банков потеря ликвидности — главный риск», — согласен начальник казначейства Металлинвестбанка Селим Агарзаев. На рынке известно о банках, которые выводят активы, а привлеченные депозиты фактически считаются прибылью их акционеров, и такие банки нужно закрывать, но Агарзаев считает, что нельзя говорить клиентам о зачистке — в результате в госбанках очереди вкладчиков, а резкие перетоки пассивов опасны для банков.

Цифры это подтверждают: 60% вкладов, выплаченных по страховке клиентам обанкротившихся «Первого экспресса» и Мастер-банка, осталось на счетах в «ВТБ 24», — говорил недавно предправления «ВТБ 24» Михаил Задорнов.

Юлия Орлова, Дарья Борисяк

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *