Общество перестало доверять милиции
Текущий год Министерство внутренних дел завершает с рекордным падением уровня доверия граждан. Объясняется это скандалами с участием сотрудников милиции. Речь идет о бездействии милиционеров во время массовых столкновений 18 мая в Киеве, причастности офицеров милиции к избиению и изнасилованию жительницы Врадиевки (Николаевская область) Ирины Крашковой, а также о силовом разгоне участников Евромайдана в ночь на 30 ноября. По мнению ветеранов МВД, система находится в глубоком кадровом кризисе.
Рейтинги доверия населения к милиции составляются социологическими службами и традиционно являются низкими. Так, по данным Института социологии НАН, в 1994 году милиции в той или иной степени доверяли 13% опрошенных, в 2005 году — 12%, а в 2010 году — снова 13%. Вместе с тем, по данным Центра им. Разумкова, в 2011 году милиции доверяли уже лишь 6,7% граждан, а летом 2013 года ведущие социологические институты сообщили, что милиции не доверяют 70% граждан. При этом армии, например, доверяют около 50% населения страны.
Хотя итоговых данных о доверии населения к МВД в 2013 году еще нет, можно предположить, что снижение рейтинга продолжается. Говорить об этом позволяют скандальные происшествия, случившиеся в этом году, в которых замешаны сотрудники милиции. Так, 18 мая в Киеве произошли массовые столкновения, во время которых пострадали фотокорреспондент ‘Ъ’ Владислав Содель и сотрудник ‘Пятого канала’ Ольга Сницарчук (см. ‘Ъ’ от 20 мая). Милиционеры не смогли помешать столкновениям и не задержали на месте их участников. Прокуратура Киева пришла к выводу, что милиция все же ‘отреагировала’ на происходящее, хотя и с опозданием, а факты нерешительных действий единичны и являются лишь ‘дисциплинарным проступком’.
Также 26 июня егерь Сергей Рабиненко, а также офицеры милиции — Евгений Дрыжак и Дмитрий Полищук — избили и изнасиловали жительницу поселка Врадиевка Николаевской области Ирину Крашкову. Возмущенные жители поселка разгромили местный райотдел милиции. 29 ноября суд приговорил Сергея Рабиненко к 11 годам лишения свободы, Евгения Дрыжака и Дмитрия Полищука — к 15 годам, а еще один офицер милиции — Михаил Кудринский — за попытку сокрытия данного преступления получил пять лет тюрьмы (см. ‘Ъ’ от 2 декабря).
В ночь на 30 ноября сотрудники ‘Беркута’ провели силовую зачистку майдана Незалежности от участников Евромайдана. Жесткий разгон вызвал возмущение киевлян и спровоцировал еще более масштабные акции протеста. Генеральная прокуратура продолжает расследование этого происшествия. По словам генпрокурора Виктора Пшонки, уведомления о совершении уголовного правонарушения вручены, в частности, начальнику ГУ МВД Киева Валерию Коряку и его заместителю Петру Федчуку.
Впрочем, в МВД считают, что оценивать год лишь в негативном смысле — неверно. По словам главы МВД Виталия Захарченко, в 2013 году милиции удалось снизить количество тяжких преступлений. Так, в 2013 году в стране было совершено 1635 умышленных убийств (в 2012 году — 1977), 2395 нанесений тяжких телесных повреждений (в 2012 году — 2842), 2191 разбойное нападение (в 2012 году — 2767). Отметим, что в 2012 году Харьковский институт социальных исследований по заказу МВД провел исследование, показавшее, что милиции доверяют почти 26% граждан, СБУ — 23,6%, а прокуратуре — 19,1%.
Но, по мнению директора фонда ‘Демократические инициативы’ Ирины Бекешкиной, для улучшения имиджа МВД этого недостаточно. ‘Положительные достижения в работе милиции воспринимаются обществом как должное, но любая условная ‘Врадиевка’, перечеркивает все успехи. В милиции есть сотрудники, которые, что называется, тянут свою работу, раскрывают преступления, но не они задают там тон’,— сказала ‘Ъ’ госпожа Бекешкина.
Ветераны милиции полагают, что МВД находится в кризисе. ‘Система профессионального образования МВД не обеспечивает качественной подготовки. Сейчас в Академию МВД можно поступить сразу после школы, хотя люди часто не готовы к работе в милиции. В СССР для работы в милиции требовалось сначала отслужить в армии, несколько лет поработать на рядовых должностях, отучиться в школе милиции и получить хорошие характеристики. Только после этого могла идти речь о поступлении в высшие учебные заведения МВД’,— рассказал ‘Ъ’ заместитель начальника управления по борьбе с организованной преступностью Киева в 1993-2001 годах Александр Балдук.
Бывший начальник одного из управлений ГУ МВД в Киевской области Юрий Бондарь отмечает, что сейчас ‘разрушен принцип прохождения службы’: ‘Раньше, чтобы стать начальником, необходимо было пройти всю служебную цепочку снизу вверх. При этом в каждой должности следовало прослужить не менее трех лет. Сейчас нередки случаи ‘перепрыгивания’, хотя сотрудник может и не справляться со своими обязанностями’.
Одной из ключевых проблем, по мнению Александра Балдука и Юрия Бондаря, является низкий уровень финансирования МВД и зарплат сотрудников, который не позволяет получать качественный результат. С ними согласен и собеседник ‘Ъ’ в МВД: ‘Мне моя контора даже пачки бумаги не выделила. Транспорта служебного практически нет, все за свой счет’. Вместе с тем проблему финансирования государство пытается решить — в проекте госбюджета на 2014 год заложено увеличение расходов на МВД более чем на 2 млрд грн.
Вячеслав Хрипун
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!