Кто имеет право владеть огнестрельным оружием в Украине
2 апреля минувшего года Украина, в соответствии с Законом №159-VII, присоединилась к протоколу против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составляющих частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющему Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности.
В преамбуле протокола говорится о том, что государства-участники осознают неотложную необходимость недопущения и прекращения незаконного изготовления и оборота оружия с целью предотвращения преступлений и борьбы с ними.
Согласно действующему законодательству Украины, нарушение постулатов протокола, а именно незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами, незаконное изготовление или переработка огнестрельного оружия, я также небрежное его хранение влечет за собой уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до 3 лет, до 12 лет и до 3 лет соответственно. На законных основаниях граждане Украины могут владеть охотничьим, а отдельные категории граждан (такие, как работники судов, правоохранительных органов и их близкие родственники, а также лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, журналисты, депутаты, члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащие и госслужащие, которые имеют категории и ранги) – и травматическим оружием.
Полемика относительно того, чтобы предоставить украинцам право на владение огнестрельным оружием, ведется уже довольно длительное время. В рамках ‘программы вооружения’ свет увидел не один проект закона об оружии. Их авторы, обращаясь к международному опыту, утверждают, что вооружение гражданского населения способствует существенному снижению уровня преступности. Как правило, в качестве примеров приводятся такие страны, как Латвия, Литва, Швейцария, Италия, Испания, Болгария, Венгрия, Мексика, США. Противники ‘тотального вооружения’ аргументируют свою позицию, ссылаясь на такие социальные явления, как агрессия, недоверие к судебной системе и правоохранительным органам, а также на несовершенство законодательной базы.
Крайние меры
Пока же огнестрельное и пневматическое оружие, а также устройства и патроны к нему могут быть доступны министерствам, другим центральным органам исполнительной власти, Национальному банку Украины, предприятиям, учреждениям, организациям для вооружения личного состава охраны, а также отдельных лиц, которым по роду службы законом разрешено ношение огнестрельного оружия (п. 9.1 инструкции о порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного, пневматического, холодного и охолощенного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, и патронов к ним, а также боеприпасов к оружию, основных частей оружия и взрывчатых материалов, утвержденной приказом МВД №622; далее – Инструкция). При этом ношение такого оружия указанным субъектам дозволено только на территории охраняемых объектов. Покидать территорию объекта с ведомственным оружием и боеприпасами к нему могут лишь сотрудники МВД Украины, ГУМВД, УМВД (п. 11.17 Инструкции).
Применять огнестрельное оружие как крайнее средство сотрудники милиции имеют право для защиты граждан от нападения, освобождения заложников, отражения нападения на сотрудника милиции или же на охраняемые объекты, для задержания лиц, осуществляющих тяжкие преступления или оказывающих вооруженное сопротивление, остановки транспортного средства. Запрещается применение огнестрельного оружия при значительном скоплении людей, если от этого могут пострадать другие лица (ст. 15 Закона Украины №565-XII ‘О милиции’).
С 28 января с. г. применять огнестрельное оружие разрешено и сотрудникам подразделений милиции специального назначения при областных УМВД Украины ‘Беркут’. Именно 28 января вступил в силу приказ №1011 ‘Об утверждении Положения о специальном подразделении милиции общественной безопасности ‘Беркут’. В соответствии с этим документом, работники подразделения в целях выполнения возложенных на них задач имеют право применять меры физического воздействия, в т. ч. приемы рукопашного боя, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, определенных ст. 12-15-1 Закона №565-XII.
В частности, в приказе говорится о том, что по решению министра внутренних дел или его заместителей подразделение может временно передислоцироваться в другую административно-территориальную единицу для участия в неотложных мероприятиях по обеспечению общественного порядка, пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, проведения мероприятий, направленных на розыск и задержание лиц, подозреваемых в совершении уголовных правонарушений, вооруженных и других преступников, которые представляют общественную опасность, для освобождения заложников, пресечения террористических актов.
Украина – не исключение
Следует отметить, что решение о вооружении ‘Беркута’ не представляет собой исключение из правил. Например, в составе полиции США числится подразделение SWAT (изначально англ. Special Weapons Assault Team – штурмовая группа со спец. вооружением; теперь англ. Special Weapons And Tactics – специальное оружие и тактика), бойцы которого используют легкое вооружение армейского типа и специальные тактики в операциях с высоким риском, в которых требуются способности и навыки, выходящие за рамки возможностей обычных полицейских. При этом под ‘легким вооружением’ подразумеваются, например: полуавтоматические пистолеты серий M1911, Sig Sauer, Beretta 92, Глок, HK USP, и 5,7?28 мм (повышенной бронебойности); пистолет FN Five-seven; истолеты-пулеметы 9 мм и 10 мм Heckler & Koch MP5, Heckler & Koch UMP, и 5,7?28 мм FN P90; ружья Benelli M1,Benelli M1014, Remington 870 и 1100, Mossberg 500 and 590.
Правда, применение этого оружия строго регламентируется не только внутриведомственными нормативными документами и национальным законодательством, но и международными нормативно-правовыми актами. Так, основополагающие принципы этики сотрудников правоохранительных органов заложены в Декларации о полиции, утвержденной резолюцией №690, принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы 8 мая 1979 г. Согласно этим принципам, полицейский должен добросовестно выполнять возложенные на него обязанности; действовать честно и беспристрастно; не применять формы негуманного обращения или наказания; нести личную ответственность за свои действия и за незаконные действия или бездействие, совершенные по его указанию.
Инфосправка
Огнестрельное оружие – оружие, предназначенное для поражения целей снарядами, получающими направленное движение в стволе (с помощью силы давления газов, которые образуются в результате сгорания метательного заряда) и имеющими достаточную кинетическую энергию для поражения находящейся на определенном расстоянии цели (п. 8.2 инструкции о порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного, пневматического, холодного и охолощенного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, и патронов к ним, а также боеприпасов к оружию, основных частей оружия и взрывчатых материалов, утвержденной приказом МВД №622)
Международный опыт: оскорбления и защита
Оскорбление полицейского в Германии обойдется в весьма приличную сумму. Так, демонстрация стражу порядка языка оценивается в 300 евро, покрутив пальцем у виска, нарушитель расстанется с 1000 евро, а тот, кто обзовет стража порядка нецензурным словом, пополнит бюджет государства на 3000 евро.
В 2011 г. немецкие полицейские 36 раз пустили в ход табельное оружие. В целом, начиная с 1998 г., в Германии было зафиксировано около 650 чрезвычайных ситуаций, при которых возникала стрельба. В результате погибли 109 человек и 367 получили ранения.
Полицейские Великобритании, Ирландии, Новой Зеландии и Норвегии не имеют права носить при себе огнестрельное оружие. Табельное оружие офицеров полиции находится в автомобиле.
В США подан на рассмотрение проект закона №2402 ‘О беспокойстве полицейских’. Согласно этому законопроекту, преступником будет считаться лицо, имеющее умысел ‘раздражить, испугать или встревожить’ блюстителя порядка.
В Италии могут арестовать за поцелуй. По крайней мере, такая участь ожидает 20-летнюю активистку митинга, поцеловавшую в шлем одного из бойцов полицейского спецназа. Этот символический акт в полицейском профсоюзе расценили не как проявление любви народа к правоохранительным органам, а как сексуальное надругательство.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!