Глава ГАСК – о методах искоренения коррупции в строительстве

ГАСК, к сожалению, приобрела сомнительную славу одного из самых коррумпированных ведомств. Застройщики и эксперты называют разные цифры [платы] за получение разрешительной документации – в среднем, от $3 до $10 за 1 кв. м. Моей основной задачей является построение системы, при которой риски возникновения коррупционных схем будут сведены к минимуму.

Одним из основных изменений, которое ожидает ГАСИ в ближайшее время, является внутренняя реструктуризация и реорганизация. Будут ликвидированы территориальные органы, которые сейчас работают как отдельные юридические лица. Планируется, что они перейдут в статус департаментов Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины в областях. Соответственно, будут назначены новые руководители, которые получат определенную свободу действий в принятии кадровых решений.

Сейчас кадровый потенциал ГАСКа не очень вдохновляет. Инспекторами работают кто угодно, кроме строителей. Многие [из них] никогда не выезжали на стройплощадку. Строительные вузы за последние годы выпустили достаточно специалистов, поэтому недостатка в кадрах, думаю, не будет.

Я сам работал в органах местного самоуправления, и у нас постоянно были проблемы с самовольным строительством – это общий бич в регионах

Второй важный момент – это создание новых правил работы. Суть в том, что инспекционные и регистрационные функции будут переданы органам местной власти. Никто так, как местные власти, не заинтересован в том, чтобы в области строительства и градостроительной деятельности был порядок. Я сам работал в органах местного самоуправления, и у нас постоянно были проблемы с самовольным строительством – это общий бич в регионах. У нас была необходимость бороться с ним, и было желание это делать, но не было полномочий. Круг наших возможностей сужался до фиксации факта, а дальше мы передавали «сигнал» в инспекцию ДАБК, которая не всегда эффективно реагировала.

После принятия закона и соответствующих подзаконных актов (ориентировочно, это произойдет летом), города, и даже села получат право создавать свои органы архстройконтроля с инспекционными и регистрационными функциями. У них будет возможность накладывать штрафы, останавливать строительство, регистрировать декларации, уведомления и даже выдавать разрешения на строительство объектов IV – V категории сложности. Архстройконтроль будет осуществляться на двух уровнях: на местном – через органы местного самоуправления, и ГАСК – через департаменты в областях.

Во избежание рисков роста коррупции в инспекциях на местах, ведь в стране 600 городов и более 1000 районных центров, в законопроекте выписана система противовесов. Центральные органы архстройконтроля будут иметь право отменять решения местных. У застройщика, против которого применены санкции, есть два варианта: обжаловать их в суде или в органе ГАСК в соответствующей области. К работнику, который принял неправильное решение, могут быть применены штрафные санкции в размере от 150 до 250 не облагаемых налогом минимумов или ему грозит увольнение.

Разрешительные процедуры должны упроститься. Декларативный принцип, который работает на сегодняшний день, хорошо выписан, но был плохо реализован. Например, у ГАСК не было полномочий, а зачастую – и желания проверять документы, которые должны быть у застройщика, отслеживать соответствие объекта целевому назначению земли, наличие градостроительных условий и ограничений, согласование проектов фасадов с управлением архитектуры. Теперь центр принятия всех решений смещается на места, и обмен информацией будет более оперативным. Кроме того, такой обмен информацией можно и нужно организовывать между подразделениями органов местной власти.

Не секрет, что сейчас в Украине процветает консалтинговый бизнес, с помощью которого разрешительные процедуры по объектам, например, IV категории сложности, можно пройти по значительно более простому пути, предусмотренному, например, для объектов ІІ категории.

Но при новом порядке шансы регистрации декларации с недостоверными данными снижаются практически к нулю. Все это, естественно, станет возможным, если чиновники местного самоуправления будут ориентированы на развитие своей территории.

Запланировано еще одно упрощение: сейчас после подачи декларации застройщик в течение недели должен был уведомить органы местной власти о начале работ и об их окончании. Де-факто этого никто не делал. Теперь с застройщика снимается эта «почетная» миссия, поскольку все и так все будут знать.

С момента, когда создаются инспекции архстройконтроля при местных органах самоуправления, мы передаем им полномочия, а также ключи доступа к реестру. С этого момента они занимаются контролем за строительством, регистрацией деклараций, выдачей разрешений, то есть всей оперативно-линейной работой на своей территории.

Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины будет согласовывать назначения, администрировать реестр, рассматривать жалобы застройщиков и заниматься выдачей лицензий в области строительства. Кроме того, мы возьмем на себя все разрешительные процедуры на объектах, строительство которых ведется на территориях нескольких регионов.

Надеюсь, что реформирование системы государственного архитектурно-строительного контроля в вопросах минимизации коррупционной составляющей, в свою очередь, заставит застройщиков пересмотреть цены на квадратные метры в сторону уменьшения.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *