Паспортный нокаут для Крыма, недограждане

Автоматическое гражданство с ограниченным правом выбора является правовым ноу-хау Российской Федерации.

18 апреля 2014 года ознаменуется полуторамиллионной «прибавкой» граждан Российской Федерации. А если быть точным, то речь идет об 1,534 млн жителей Крыма (согласно данным госреестра избирателей, в Крыму по состоянию на 28 февраля насчитывалось именно столько совершеннолетних граждан Украины).

Правовое основание для этого весьма специфическое – получение гражданства регулируется не федеральным законом «О гражданстве РФ», что было бы весьма обоснованно, а договором между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» от 18 марта 2014 года (далее – Договор).

Выносим за скобки легитимность этого документа, равно как не будем углубляться и в то, насколько правосубъектным был состав его подписантов со стороны не признанной ни одним государством мира «Республики Крым». Обратимся непосредственно к тексту Договора, а именно к ст. 5: «Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства».

Юристов удивляет не только предоставление российского гражданства гражданам Украины в автоматическом режиме, что нарушает положение закона Украины «О гражданстве», но и фактически игнорирование иных законов Российской Федерации.

В частности, статья 11 «Основания приобретения гражданства Российской Федерации» закона РФ «О гражданстве РФ» гласит, что гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Понятно, что в аспекте Крыма нас интересует только пункт г. Так вот, договор между РФ и Крымом не является международным договором даже по законам самой РФ.

Во-первых, согласно п. (а) ст. 2 закона РФ «О международных договорах Российской Федерации», международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством, обладающим правом заключать международные договоры.

Во-вторых, отсылка в Договоре между РФ и Крымом к ст. 4 закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» тоже весьма сомнительна, поскольку принятие в состав РФ нового субъекта осуществляется по «взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства».

А теперь ключевой вопрос: когда Крым успел стать иностранным государством? Быть может, у «Республики Крым» был хоть один атрибут государства: своя Конституция и законы? Свои граждане? Свой госаппарат? Суверенитет? Нет, ничего этого не было, а значит, речь шла о гражданах Украины, территории Украины и так далее. Но ведь государство Украина не подписывало с РФ никаких международных договоров о статусе Крыма! Так что, на каком основании ст.5 договора между РФ и Крымом от 18.03.2014 решала вопрос с украинским гражданством – совершенно непонятно.

Кстати, некоторые коллеги-юристы указывают на некую правовую аналогию получения гражданства Украины населением УССР в 1991 году с нынешней ситуацией в Крыму. По мнению специалистов Международной коллегии правовых экспертиз, ни о какой аналогии речь не идет. Если мы обратимся к ст.3 закона Украины «О гражданстве Украины», то увидим, что гражданство получали:

1) все граждане бывшего СССР, которые проживали на территории УССР (то есть речь идет о распавшемся государстве, чего нельзя сказать об Украине);

2) лица, которые на момент вступления в силу закона Украины «О гражданстве Украины» (13 ноября 1991-го) проживали в Украине и не были гражданами других государств (а как мы видим, никакого специального закона РФ в отношении граждан Крыма не принималось, к тому же все жители Крыма не прекращали своего украинского гражданства);

3) лица, которые прибыли в Украину на постоянное проживание после 13 ноября 1991-го и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена надпись «гражданин Украины» (сейчас миграционная служба РФ действительно выдает российские паспорта всем желающим, но ведь выдача такого паспорта производится по заявлению, а не в автоматическом порядке);

4) лица, которые приобрели гражданство Украины в соответствии с законами Украины и международными договорами Украины (аналогии с РФ исключены).

Теперь определимся с тем, какой правовой статус получат те граждане Украины, которые сейчас зарегистрированы в Крыму, в случае, если они не получат российский паспорт, равно как и не напишут соответствующее заявление об отказе от гражданства РФ? Сразу же необходимо отметить, что автоматическое признание таких жителей гражданами РФ не влечет никакого изменения их статуса с точки зрения украинского законодательства.

Так, согласно статьи 17 «Основания прекращения гражданства Украины» ЗУ «О гражданстве Украины», гражданство Украины прекращается исключительно:

1) вследствие выхода из гражданства Украины;

2) вследствие утраты гражданства Украины;

3) по основаниям, предусмотренным международными договорами Украины. Оформление выхода из гражданства Украины осуществляется только по заявлению лица на имя президента Украины, которое подается в заграничное дипломатическое учреждение.

Утрата гражданства тоже строго регламентирована (ст. 19 Закона Украины о гражданстве) и возможна лишь в случае: приобретения иностранного гражданства, получения гражданства Украины вследствие подачи неправдивых сведений и поступления на военную службу иностранного государства. Договор с РФ по данному вопросу, как уже говорилось выше, не заключался. Иными словами, граждане Украины, которые не получали паспорт РФ и не писали заявления об отказе от гражданства РФ, остаются гражданами Украины со всеми правами и свободами, но только не на территории Крыма!

По сути, с такими гражданами будут обращаться как с лицами, незаконно пребывающими на территории РФ. Ведь для того чтобы остаться на территории Крыма в качестве иностранного гражданина или лица без гражданства на законных основаниях, необходимо получить вид на жительство в РФ.

В свою очередь, вид на жительство в РФ, согласно федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», получается лишь после того, как иностранец (пусть даже владеющий недвижимостью в Крыму) получит право на временное проживание. А чтобы получить право на временное проживание, необходимо опять-таки подписать отказ от гражданства РФ. Бланк которого, кстати, написан столь незатейливо, что иностранный гражданин, во-первых, автоматически соглашается с действием договора между РФ и Крымом, а во-вторых, заранее соглашается с любыми правовыми последствиями своего отказа, даже не ознакомившись с такими последствиями.

И тем не менее, если гражданин Украины хочет остаться проживать в Крыму, но при этом не хочет приобретать права и обязанности гражданина РФ (в том числе и служить в российской армии), обойтись без такого отказа будет невозможно. Крайний срок – 18 апреля – также продлеваться не будет. К сожалению, политическая ситуация в Крыму сегодня такова, что даже отказ от гражданства РФ происходит с большими проблемами. Так, федеральные пункты миграционной службы РФ, которые принимают заявления об отказе от гражданства РФ, открыты в очень ограниченном количестве. По одному в Симферополе, Белогорске, Бахчисарае.

То есть все пункты расположены в радиусе 40 км от Симферополя, в то время как в Феодосии и Керчи находится большая группа людей, которые не хотят быть гражданами России. Тот, кто не сможет самостоятельно прийти в миграционную службу, может отправить туда письмо с уведомлением. Вложить в него бланк заявления, добавить копию своего паспорта, а если есть несовершеннолетние дети – копии свидетельства о рождении детей. Тогда таким гражданам по обратному адресу будет выслана справка, что такое заявление принято. Насколько эта справка будет легитимна, не знает никто.

Кроме того, опять же, никто не гарантирует, что все такие граждане Украины автоматически получат вид на жительство в Крыму. Дело в том, что в соответствии со ст. 6 федерального закона, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной правительством Российской Федерации. А в каких пределах эта квота будет утверждена для жителей Крыма – не граждан РФ – можно только догадываться.

Пока же лишь можно констатировать тот факт, что все эти преграды с подтверждением украинского гражданства строятся исключительно для того, чтобы в результате можно было сказать, что только 3% жителей полуострова захотели остаться в составе Украины.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *